Республика Молдова
ПАРЛАМЕНТ
ЗАКОН Nr. 68
от 14.04.2016
о судебной экспертизе и статусе судебного эксперта
Опубликован : 10.06.2016 в Monitorul Oficial Nr. 157-162 статья № : 316 Дата вступления в силу : 10.12.2016
Парламент принимает настоящий органический закон.
Глава I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья
1. Область регулирования
Настоящий закон определяет принципы судебно-экспертной деятельности, порядок производства судебной экспертизы, процедуру допуска к профессии судебного эксперта, статус судебного эксперта, формы организации судебно-экспертной деятельности.
Статья 2. Понятия
В целях настоящего закона следующие понятия используются в значении:
акт о назначении судебной экспертизы – постановление органа уголовного преследования или определение судебной инстанции, которым назначается производство судебной экспертизы, или, по обстоятельствам, ходатайство сторон о производстве судебной экспертизы по собственной инициативе и за свой счет, в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом и Кодексом о правонарушениях;
бюро судебной экспертизы – вид организации судебно-экспертной деятельности в форме индивидуального бюро судебной экспертизы или объединенного бюро судебной экспертизы, в рамках которого осуществляют свою деятельность судебные эксперты;
судебный эксперт – лицо, квалифицированное и в соответствии с законом уполномоченное для производства экспертиз и формулирования выводов по специальности, в которой оно авторизовано, в отношении определенных фактов, обстоятельств, предметов, явлений и процессов, тела человека и человеческой психики, и включенное в Государственный реестр судебных экспертов;
судебная экспертиза – научно-практическая исследовательская деятельность, осуществляемая в рамках гражданского дела, уголовного судопроизводства или производства о правонарушениях (далее – судебный процесс) в целях установления истины посредством проведения методических исследований с применением специальных знаний и научно-технических процедур для формулирования аргументированных выводов по поводу определенных фактов, обстоятельств, предметов, явлений и процессов, тела человека и человеческой психики, которые могут служить доказательствами в судебном процессе;
публичное судебно-экспертное учреждение – орган публичной власти (учреждение), входящий в состав системы публичных судебно-экспертных учреждений, финансируемый из специальных фондов государственного бюджета, а также других не запрещенных законом источников;
лаборатория судебной экспертизы – здание или помещение в учреждении, где производится судебная экспертиза, оснащенное специальным оборудованием, аппаратурой и инструментами для проведения исследований или оборудованное иным образом согласно соответствующей специальности в области судебной экспертизы;
заявитель судебной экспертизы – орган уголовного преследования, судебная инстанция или другие участники процесса, проходящего в соответствии с гражданским процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством или законодательством о правонарушениях (далее – процессуальное законодательство), имеющие право назначать производство либо самостоятельно запрашивать производство судебной экспертизы.
Статья 3. Правовая база, регулирующая
судебно-экспертную деятельность
Судебно-экспертная деятельность регулируется настоящим законом, процессуальным законодательством, иными нормативными актами, а также международными договорами о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам, стороной которых является Республика Молдова.
Статья 4. Принципы судебно-экспертной
деятельности
Судебная экспертиза производится в соответствии с принципами законности, соблюдения прав и свобод личности, независимости эксперта, объективности и полноты исследований, конфиденциальности, беспристрастности и справедливости.
Статья 5. Принцип законности
Судебный эксперт обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, регулирующим судебно-экспертную деятельность, и правильно применять положения законодательных и нормативных актов при формулировании своих выводов.
Статья 6. Принцип соблюдения прав и свобод
личности
(1) При производстве судебной экспертизы обеспечивается соблюдение конституционных прав и свобод личности.
(2) Исследования, требующие временного ограничения свободы или неприкосновенности личности, проводятся только на основании закона и в соответствии с установленным законом порядком.
(3) Любое лицо, которое считает свои права и свободы ущемленными действиями судебного эксперта или публичного судебно-экспертного учреждения, вправе обратиться в судебную инстанцию в порядке, установленном процессуальным законодательством.
Статья 7. Принцип независимости эксперта
(1) Судебный эксперт независим от заявителя судебной экспертизы, сторон судебного процесса, а также других лиц, заинтересованных в результатах судебной экспертизы.
(2) Судебно-экспертная деятельность осуществляется без какого-либо вмешательства.
(3) Оказание давления на судебного эксперта при осуществлении судебно-экспертной деятельности с целью повлиять на дачу им экспертного заключения или на содержание его выводов недопустимо и влечет правовую ответственность согласно закону.
Статья 8. Принцип объективности и полноты
исследований
Судебный эксперт осуществляет свою деятельность добросовестно и проводит исследования в отношении объектов экспертизы, основываясь на объективной, полной и разносторонней оценке, применяя для решения поставленных задач современные достижения науки и техники и выбирая в необходимых пределах соответствующие исследовательские методы.
Статья 9. Принцип сохранения профессиональной
тайны
(1) Информация, факты и документы, с которыми ознакомился эксперт и которыми он владеет в связи с исполнением своих обязанностей по производству судебной экспертизы, не могут разглашаться и использоваться им в личных интересах или в интересах третьего лица.
(2) Разглашение информации, фактов и документов, указанных в части (1), осуществляется только с соответствующего разрешения заявителя экспертизы, за исключением ситуации, когда существует право либо законное или профессиональное обязательство, требующее раскрытия.
Статья 10. Принцип беспристрастности
и справедливости
Судебный эксперт при производстве экспертизы обязан действовать беспристрастно, добросовестно и без дискриминации, не допускать воздействия на свою объективность, обусловленного конфликтом интересов, политическим влиянием, расовыми, этническими, социальными или любыми другими факторами, способными повлиять на результаты проводимой им судебной экспертизы.
Глава II
СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Часть 1
Производство судебной экспертизы
Статья 11. Судебная экспертиза
(1) Судебная экспертиза производится судебным экспертом, включенным в Государственный реестр судебных экспертов. В случае отсутствия экспертов необходимой специализации в Государственном реестре судебных экспертов или в случае, когда по основаниям несовместимости не может быть назначен другой судебный эксперт, в качестве судебного эксперта может быть признано ad-hoc лицо, компетентное в требуемой для производства экспертизы специальности.
(2) Судебная экспертиза производится на основании акта о назначении судебной экспертизы, изданного в соответствии с положениями процессуального законодательства.
Статья 12. Объект исследования судебной экспертизы
(1) Объектом исследования судебной экспертизы являются вещи, вещества, следы, документы, факты, явления, обстоятельства, тело человека и человеческая психика, которые необходимо исследовать в целях установления истины.
(2) Судебная экспертиза не решает вопросы законности или незаконности деяний, совершенных физическими и юридическими лицами.
Статья 13. Срок производства судебной экспертизы
(1) Срок производства судебной экспертизы определяется руководителем публичного судебно-экспертного учреждения или – в случае, когда судебный эксперт осуществляет свою деятельность в бюро судебной экспертизы, – судебным экспертом, получившим к исполнению акт о назначении судебной экспертизы, с учетом рода, степени сложности экспертизы, утвержденных нормативов по труду и срока, требуемого заявителем судебной экспертизы.
(2) По мотивированному запросу судебного эксперта срок производства судебной экспертизы может быть продлен руководителем публичного судебно-экспертного учреждения или – в случае, когда судебный эксперт осуществляет свою деятельность в бюро судебной экспертизы, – под собственную ответственность экспертом, о чем извещается заявитель экспертизы.
(3) Непредставление экспертного заключения в установленный срок без обоснованных причин влечет дисциплинарную ответственность согласно действующему законодательству.
Статья 14. Место и условия производства
судебной экспертизы
(1) Изыскания и исследования в ходе судебной экспертизы проводятся в авторизованных лабораториях с учетом рода проводимой экспертизы.
(2) Если необходимо провести изыскания и исследования на месте происшествия или по месту нахождения подлежащего изучению объекта, заявитель либо заказчик судебной экспертизы обязан обеспечить судебному эксперту проезд к объекту исследования и обратно, беспрепятственный доступ к данному объекту и оптимальные условия работы.
(3) Заключение судебной экспертизы составляется в помещении публичного судебно-экспертного учреждения или бюро судебной экспертизы.
Статья 15. Ознакомление с результатами
судебной экспертизы
Содержание и выводы судебной экспертизы доводятся до сведения заявителя в соответствии с настоящим законом.
Часть 2
Организационные аспекты производства
судебной экспертизы в публичном судебно-
экспертном учреждении
Статья 16. Действия, предваряющие производство
судебной экспертизы в публичном
судебно-экспертном учреждении
(1) Получив акт о назначении судебной экспертизы, руководитель публичного судебно-экспертного учреждения направляет его для проведения запрашиваемых исследований судебному эксперту или судебно-экспертной комиссии, указанным в акте.
(2) В случае, если судебный эксперт или входящие в состав комиссии судебные эксперты не указаны в акте о назначении судебной экспертизы, руководитель публичного судебно-экспертного учреждения назначает конкретного эксперта или экспертную комиссию, которым поручается производство запрашиваемой судебной экспертизы.
(3) В случае, указанном в части (2), руководитель публичного судебно-экспертного учреждения вправе делегировать руководителям экспертных подразделений обязанность назначения эксперта или экспертной комиссии, а соответствующие руководители обязаны в течение двух рабочих дней назначить эксперта или экспертную комиссию, которым поручается производство назначенной экспертизы.
(4) Если при проведении судебной экспертизы возникает необходимость привлечь судебного эксперта или специалиста не из числа сотрудников публичного судебно-экспертного учреждения, руководитель последнего в течение двух рабочих дней с момента получения акта о назначении судебной экспертизы информирует заявителя судебной экспертизы относительно привлечения соответствующего судебного эксперта или специалиста, а также о необходимости определения субъекта, который понесет расходы по оплате его труда.
(5) Если заявитель судебной экспертизы в течение трех рабочих дней не выразил свое несогласие с фактом привлечения судебного эксперта или специалиста не из числа сотрудников судебно-экспертного учреждения или с личностью такового, данный эксперт или специалист считается принятым.
(6) Если заявитель в течение трех рабочих дней не определил субъекта, который понесет расходы по оплате труда судебного эксперта или специалиста, такие расходы оплачиваются в соответствии с положениями статьи 75.
Статья 17. Права руководителя публичного
судебно-экспертного учреждения
при организации и производстве
судебной экспертизы
Руководитель публичного судебно-экспертного учреждения вправе:
а) возвращать без исполнения акт о назначении судебной экспертизы, объекты и материалы дела, подлежащие исследованию, если в руководимом им учреждении отсутствуют судебные эксперты–специалисты в данной области, необходимая материально-техническая база или особые условия, необходимые для проведения исследований, либо если поставленные для рассмотрения вопросы выходят за пределы компетенции судебных экспертов учреждения, указав мотивы возврата;
B ) ходатайствовать перед заявителем экспертизы о включении в состав экспертной комиссии судебных экспертов или других компетентных лиц не из числа сотрудников публичного судебно-экспертного учреждения, если их специальные знания необходимы для составления экспертного заключения;
с) выступать в качестве судебного эксперта в соответствии с присвоенной квалификацией;
d) возвращать судебному эксперту представленное им заключение судебной экспертизы на доработку, если таковое окажется неполным;
e) требовать внеочередного оценивания судебного эксперта;
f) осуществлять иные предусмотренные настоящим законом права.
Статья 18. Обязанности руководителя публичного
судебно-экспертного учреждения
при организации и производстве
судебной экспертизы
Руководитель публичного судебно-экспертного учреждения обязан:
а) распределять акт о назначении судебной экспертизы вместе с прилагаемыми материалами для исполнения эксперту или экспертной комиссии из числа сотрудников публичного судебно-экспертного учреждения, обладающим специальными знаниями в объеме, необходимом для дачи ответов на поставленные перед экспертом (экспертной комиссией) вопросы, либо начальнику специализированного подразделения для распределения подчиненным экспертам;
B ) обеспечивать необходимые для производства судебной экспертизы условия;
с) определять сроки производства судебных экспертиз и следить за их соблюдением;
d) утверждать положения, инструкции, методики и процедуры, касающиеся организации производства экспертиз;
е) обеспечивать информирование заявителя экспертизы о производстве судебной экспертизы и о своей готовности сдать экспертное заключение, переданные для производства экспертизы объекты и материалы;
f) уведомлять компетентный орган уголовного преследования о каком бы то ни было давлении во время производства судебной экспертизы с целью повлиять на результаты судебной экспертизы или процесс дачи экспертного заключения.
Статья 19. Внесудебная экспертиза
(1) В публичных судебно-экспертных учреждениях и бюро судебной экспертизы могут производиться и внесудебные экспертизы в соответствии со специализацией.
(2) Внесудебная экспертиза производится на основании письменной заявки физического или юридического лица на производство экспертизы. Заявка должна содержать информацию и необходимые и достаточные приложения, дающие возможность провести полное исследование согласно акту о назначении судебной экспертизы. Плата за производство внесудебной экспертизы осуществляется согласно положениям статьи 75, применяемым соответствующим образом.
(3) Внесудебная экспертиза осуществляется вне судебного процесса и предполагает проведение методологических исследований с применением специальных знаний и научно-технических процедур для формулирования обоснованных выводов по поводу определенных фактов, обстоятельств, предметов, явлений и процессов, тела человека и человеческой психики.
(4) После производства внесудебной экспертизы в заключении внесудебной экспертизы, к которому применяются положения, установленные настоящим законом для заключения судебной экспертизы и которое представляется лицу, заказавшему производство внесудебной экспертизы, указывается, какие исследования были проведены и к каким выводам пришли эксперты.
(5) Внесудебная экспертиза может служить в качестве вспомогательного материала для составления жалобы, решения, достижения договоренности, мирового соглашения или другой внесудебной процедуры.
Часть 3
Производство судебной экспертизы лиц
Статья 20. Добровольное согласие и принуждение
при производстве экспертизы
(1) Освидетельствование живого лица проводится только с его добровольного согласия, за исключением случаев, когда в соответствии с процессуальным законодательством производство экспертизы является обязательным.
(2) Согласие подлежащего освидетельствованию лица представляется в письменной форме заявителю экспертизы. Если лицо, в отношении которого назначено производство экспертизы, не достигло возраста 16 лет или является недееспособным, письменное согласие на производство экспертизы составляется его законным представителем.
(3) Если лицо явно уклоняется от прохождения экспертизы, ее заявитель может принять решение о принудительном приводе в предусмотренном законодательством порядке.
(4) Подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, лицо, к которому применяются принудительные меры медицинского характера, в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом могут быть подвергнуты освидетельствованию против их воли.
(5) Если для производства судебно-медицинской или психиатрической экспертизы возникает необходимость длительного надзора, лицо может быть помещено в медицинское учреждение в предусмотренном процессуальным законодательством порядке.
Статья 21. Основания для помещения лица в
медицинское учреждение и сроки
пребывания в нем для производства
экспертизы
(1) Помещение лица в медицинское учреждение для прохождения экспертизы допускается лишь на основании акта о назначении экспертизы, изданного в установленном процессуальным законодательством порядке. При необходимости в акте о назначении экспертизы указывается также решение о мере пресечения или о принудительном приводе в медицинское учреждение.
(2) Срок пребывания лица в медицинском учреждении для прохождения экспертизы устанавливается процессуальным законодательством.
(3) Если срок пребывания в медицинском учреждении не был продлен или отпали основания, подтверждающие необходимость помещения лица в медицинское учреждение, оно должно быть незамедлительно выписано из стационара.
(4) Нарушение сроков пребывания или необоснованное удержание лица в медицинском учреждении может быть обжаловано в судебной инстанции указанным лицом, его защитником или законным представителем, а также руководителем медицинского учреждения.
Статья 22. Защита законных прав и интересов лица,
проходящего экспертизу
(1) Запрещается ограничение прав лица, проходящего экспертизу, за исключением случаев, когда это прямо предусмотрено законодательством.
(2) Запрещается применение насилия, угроз, обмана, иных незаконных методов для целей получения информации от лица, проходящего экспертизу.
(3) Лицу, помещенному в медицинское учреждение для прохождения экспертизы, обеспечивается возможность иметь на условиях конфиденциальности свидания со своим защитником или законным представителем.
(4) Лицу, помещенному в медицинское учреждение для прохождения экспертизы, обеспечивается возможность подавать заявления и ходатайства. Заявления и ходатайства, поданные по основаниям, предусмотренным процессуальным законодательством, досмотру не подлежат и направляются адресату незамедлительно в течение не более чем 24 часов.
Статья 23. Условия госпитализации в случае
производства судебно-психиатрической
экспертизы
(1) Для прохождения психиатрической экспертизы в условиях стационара лица госпитализируются в психиатрические стационары общего режима.
(2) Лица, указанные в части (1), в отношении которых применяется мера пресечения в виде предварительного ареста, госпитализируются в отделения публичного судебно-экспертного учреждения, специально оборудованные для этих целей. Помещение в такие отделения лиц, не взятых под стражу, не допускается.
(3) Материальное обеспечение, медицинское и санитарно-гигиеническое обслуживание лиц, помещенных в психиатрические стационары, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Статья 24. Методы освидетельствования
и исследования, применяемые
при судебной экспертизе лиц
(1) При освидетельствовании лиц, подлежащих экспертизе, недопустимо применение методов исследования, сопряженных с сильными болевыми ощущениями, способных отрицательно повлиять на состояние здоровья, а также запрещенных в медицинской практике методов.
(2) При производстве судебной экспертизы разрешается изъятие у освидетельствуемого лица необходимых для исследования образцов. Образцы изымает врач или другой специалист в присутствии медицинских работников соответствующего медицинского учреждения. Об изъятии образцов указывается в экспертном заключении.
(3) Запрещается принудительное изъятие образцов у лиц, подлежащих экспертизе в добровольном порядке.
Статья 25. Присутствие других участников судебного
процесса при освидетельствовании
лица, проходящего экспертизу
(1) При освидетельствовании лица, проходящего экспертизу, могут присутствовать лица, которым процессуальным законодательством предоставлено такое право. Присутствие иных лиц при производстве экспертизы допускается только с согласия освидетельствуемого лица и с письменного согласия заявителя экспертизы.
(2) При освидетельствовании недееспособного лица или несовершеннолетнего присутствуют его законный представитель и/или защитник.
(3) Если защитник или законный представитель лица, проходящего экспертизу, своими действиями препятствует производству экспертизы, ее заявитель на основании мотивированного ходатайства судебного эксперта может обоснованно запретить дальнейшее присутствие такового при производстве экспертизы.
(4) Если освидетельствование лиц связано с обнажением тела, присутствовать при производстве экспертизы могут только лица того же пола. Это ограничение не распространяется на врачей или других медицинских работников, участвующих в производстве экспертизы.
(5) Не допускается присутствие лица, проходящего экспертизу, его законного представителя или защитника:
а) при составлении экспертного заключения;
B ) при консультациях экспертов в ходе производства комиссионной или комплексной экспертизы;
с) при проведении исследований, если личное присутствие не требуется в силу характера исследований или может препятствовать их проведению.
Статья 26. Отбор проб от трупов, подлежащих
судебной экспертизе
(1) В процессе производства судебно-медицинской экспертизы отбор от трупов проб, фрагментов тканей и органов, необходимых для решения вопросов, поставленных в акте о назначении экспертизы, осуществляется без предварительного согласия заявителя экспертизы или родственников умершего лица с указанием в заключении судебной экспертизы факта и цели отбора.
(2) От трупов, подлежащих судебно-медицинской экспертизе, в образовательных или научных целях могут изыматься ткани и органы при условии, что это не повлияет на полноту исследований и доказательную силу выводов судебно-медицинской экспертизы, с указанием в заключении судебной экспертизы факта изъятия и преследуемой цели.
(3) Изъятие тканей и органов от трупов в целях, предусмотренных частью (2), осуществляется только с письменного согласия родственников умершего лица, а в случае неопознанных умерших лиц – с письменного согласия заявителя экспертизы.
(4) Изъятие в целях трансплантации тканей и органов от трупов, подлежащих судебно-медицинской экспертизе, осуществляется в соответствии с положениями Закона о трансплантации органов, тканей и клеток человека № 42-XVI от 6 марта 2008 года.
(5) Cудебно-экспертное учреждение отвечает за хранение, использование и уничтожение биологических образцов, изъятых от трупов, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами.
Часть 4
Виды судебных экспертиз
Статья 27. Классификация судебных экспертиз
(1) Судебные экспертизы классифицируются по следующим критериям:
а) последовательность производства экспертиз;
B ) объем исследований;
с) число экспертов, принимавших участие в проведении исследований;
d) количество областей науки, сведения из которых использовались при производстве экспертизы.
(2) По последовательности проведения исследований судебные экспертизы подразделяются на первичные и повторные.
(3) По объему исследований судебные экспертизы подразделяются на основные и дополнительные.
(4) По числу экспертов, принимавших участие в исследованиях, судебные экспертизы подразделяются на индивидуальные и комиссионные.
(5) По сложности сведений из области науки, использованных при производстве судебных экспертиз, они подразделяются на моноспециализированные и комплексные.
Статья 28. Первичная экспертиза
Первичная экспертиза – экспертиза, впервые проводимая судебным экспертом или комиссией судебных экспертов в случае, если в ходе какого бы то ни было процесса объект исследования ранее не подвергался ни одной экспертизе той же специализации.
Статья 29. Повторная экспертиза
(1) Повторная экспертиза – экспертиза, производимая в отношении тех же объектов, фактов, обстоятельств и решающая те же вопросы, которые были поставлены при производстве первичной и/или дополнительной экспертизы.
(2) Повторная экспертиза назначается в случае, если выводы первичной и/или дополнительной экспертизы признаны заявителем судебной экспертизы необоснованными или если в отношении таковых существуют сомнения в их достоверности, а упущения невозможно устранить при допросе судебного эксперта, производившего экспертизу. При производстве повторной экспертизы все вопросы, рассмотренные в ходе предыдущей экспертизы, рассматриваются вновь.
(3) Повторная экспертиза назначается в следующих случаях:
а) выводы эксперта неясны, противоречивы, необоснованны или сомнительны;
B ) заявитель экспертизы или судебная инстанция констатировали, что судебный эксперт не имел права производить экспертизу либо превысил свою компетенцию;
с) нарушен процессуальный порядок назначения экспертизы;
d) выявлены нарушения методов или процедур производства экспертизы;
е) выводы эксперта не согласуются с предоставленными в его распоряжение фактическими данными;
f) выводы противоречат фигурирующим в судебном процессе фактическим данным;
g) в мнениях экспертов, принимавших участие в производстве комиссионной экспертизы, имеются существенные расхождения.
(4) Производство повторной экспертизы во всех случаях поручается другому эксперту или другой экспертной комиссии. Эксперт или эксперты, производившие первичную экспертизу, могут присутствовать при производстве повторной экспертизы для дачи разъяснений по выводам первичной экспертизы, но не имеют права участвовать в исследованиях и формулировании окончательных выводов.
(5) Результаты повторной экспертизы имеют ту же доказательную силу, что и результаты предыдущей экспертизы, и оцениваются, будучи подкреплены другими доказательствами.
(6) Повторная экспертиза назначается по обоснованным причинам. При назначении повторной экспертизы представляются заключение первичной экспертизы, а также все материалы, представленные в ходе первичной экспертизы.
Статья 30. Основная экспертиза
Основная экспертиза – экспертиза, при которой реализуется основной объем исследований.
Статья 31. Дополнительная экспертиза
(1) Дополнительная экспертиза назначается, если заключения эксперта являются неполными и требуют разъяснений или дополнений, либо если возникают новые вопросы по поводу рассмотренных обстоятельств и во всех вышеуказанных случаях ответы невозможно получить при допросе эксперта.
(2) Судебная экспертиза признается неполной, если эксперт не исследовал все объекты или не ответил на все поставленные для разрешения вопросы.
(3) При производстве дополнительной экспертизы эксперт проводит исследования только в той части, в какой они не проведены при основной экспертизе.
(4) Производство дополнительной экспертизы поручается, как правило, тому же эксперту, который произвел основную экспертизу, однако может быть поручено и другому эксперту.
(5) Дополнительная экспертиза назначается по обоснованным причинам. При назначении дополнительной экспертизы представляются заключение первичной экспертизы, а также все материалы, представленные в ходе первичной экспертизы.
Статья 32. Индивидуальная экспертиза
Индивидуальная экспертиза производится одним судебным экспертом, в одной или в нескольких специализированных областях судебной экспертизы.
Статья 33. Комиссионная экспертиза
(1) Комиссионная судебная экспертиза – экспертиза, производимая судебными экспертами, компетентными в одной и той же или в разных областях судебной экспертизы.
(2) Комиссионная экспертиза назначается в случае сложных или объемных исследований либо в случае, если предыдущие экспертизы привели к неоднозначным выводам. При производстве комиссионной экспертизы могут быть поставлены вопросы о причинах расхождений в выводах предыдущих экспертиз.
(3) Включенные в комиссию эксперты определяют цели, последовательность и объем исследований в зависимости от характера объекта экспертизы.
(4) По итогам исследований, проведенных в ходе комиссионной экспертизы, составляется единое экспертное заключение, которое подписывают все включенные в состав комиссии эксперты.
(5) Если нет общего вывода, с которым согласились все эксперты, в заключении судебной экспертизы представляется вывод, с которым согласились большинство экспертов, принимавших участие в производстве комиссионной экспертизы, или сообщается о невозможности представления общего вывода. Особые мнения экспертов излагаются в отдельных заключениях, которые прилагаются к экспертному заключению и также представляются заявителю экспертизы.
Статья 34. Моноспециализированная экспертиза
Моноспециализированная экспертиза – экспертиза, в ходе которой исследования осуществляются на основе применения знаний из одной области науки, техники или иной области человеческой деятельности.
Статья 35. Комплексная экспертиза
(1) Комплексная экспертиза производится в случае, когда для разъяснения фактов или обстоятельств дела требуются знания из нескольких областей науки, техники и иных областей человеческой деятельности одновременно.
(2) Комплексная экспертиза может производиться либо комиссией экспертов, квалифицированных для различных видов экспертизы, либо одним экспертом, квалифицированным для нескольких видов экспертизы.
(3) Каждый эксперт–участник комплексной экспертизы проводит исследования в пределах своей компетенции. Эксперт участвует в составлении ответов только на те вопросы акта о назначении экспертизы, которые соответствуют его специализации.
(4) Организация комплексных исследований поручается руководителю публичного судебно-экспертного учреждения или одному из экспертов, включенных в комиссию, созданную для проведения комплексных исследований, которого назначил руководитель публичного судебно-экспертного учреждения.
(5) По итогам производства комплексной экспертизы составляется единое экспертное заключение, в котором указываются исследования, проведенные каждым из экспертов, объем исследований, эксперты, сформулировавшие ответы на поставленные вопросы, и выводы, к которым они пришли. Заключение судебной экспертизы подписывается судебным экспертом только в части, относящейся к исследованиям, которые он проводил.
Часть 5
Заключение судебной экспертизы
Статья 36. Заключение судебной экспертизы
(1) После производства судебной экспертизы содержание исследований и выводы судебного эксперта излагаются в заключении судебной экспертизы (далее – экспертное заключение).
(2) Экспертное заключение действительно при соблюдении в совокупности следующих условий:
а) лаборатория, в которой производилась судебная экспертиза, является авторизованной, что подтверждается действующим документом;
B ) исследования проводятся с учетом специализации судебной экспертизы, для которой была авторизована лаборатория;
с) экспертиза производится посредством утвержденных методов и процедур;
d) экспертиза производится с помощью стандартизированной аппаратуры – для случаев судебной экспертизы, при которой необходимо использование аппаратуры, технических средств или иного оборудования;
е) экспертиза производится судебным экспертом, включенным в Государственный реестр судебных экспертов, или лицом, признанным в качестве судебного эксперта по данному процессу заявителем экспертизы.
(3) При производстве любой судебной экспертизы составляется единое экспертное заключение.
(4) Экспертное заключение составляется в двух экземплярах, один из которых передается заявителю экспертизы, а второй хранится в архиве.
(5) К экспертному заключению в случае необходимости прилагаются материалы, послужившие основанием для выводов эксперта (фотоснимки, схемы, эскизы, графики и др.), и, по обстоятельствам, особые мнения экспертов, принимавших участие в производстве экспертизы.
(6) В отступление от положений части (1) исследования и выводы эксперта излагаются в устной форме в случае, если экспертиза производится в присутствии заявителя экспертизы, который фиксирует процесс проведения исследований и выводы эксперта в протоколе, составленном в соответствии с процессуальным законодательством.
(7) Представление экспертом в заключении заведомо ложных выводов влечет уголовную ответственность согласно законодательству.
Статья 37. Форма и содержание экспертного
заключения
(1) Экспертное заключение составляется письменно машинописным способом, на румынском языке и состоит из трех частей: вводной части, описательной части и выводов.
(2) Во вводной части экспертного заключения указываются:
а) наименование и юридический адрес публичного судебно-экспертного учреждения или бюро судебной экспертизы;
B ) данные об акте назначения судебной экспертизы;
с) данные о заявителе судебной экспертизы;
d) наименование и юридический адрес лаборатории, где производилась судебная экспертиза;
е) подтверждение ознакомления с правами и обязанностями, предусмотренными Уголовно-процессуальным кодексом, Гражданским процессуальным кодексом или, по обстоятельствам, Кодексом о правонарушениях, а также с ответственностью за нарушение положений статей 312 и 315 Уголовного кодекса;
f) дата составления экспертного заключения, номер, вид и род экспертизы;
g) данные об эксперте или экспертах, принимавших участие в производстве экспертизы (фамилия, имя, номер лицензии, специализация, квалификационный класс, а также – при наличии – ученая степень, полученная специальность, трудовой стаж в качестве судебного эксперта в соответствующей специальности);
h) данные о лицах, принимавших участие, а также присутствовавших при производстве экспертизы;
i) краткое изложение обстоятельств дела, для разрешения которого запрашивается производство экспертизы;
j) перечень материалов и объектов, представленных для экспертизы;
k) вопросы, поставленные для разрешения;
l) в случае дополнительной или повторной экспертизы – данные первичной экспертизы (номер и дата составления экспертного заключения, фамилии и имена экспертов, принимавших участие в производстве экспертизы, их выводы), а также основания ее назначения.
(3) В описательной части экспертного заключения в зависимости от рода проведенной экспертизы отражается следующая информация:
а) данные о состоянии объектов, подлежащих исследованию (наличие и состояние упаковки), или данные освидетельствуемых лиц, каким способом доставлены и как упакованы материалы и предметы, представленные для экспертизы;
B ) поэтапное описание исследований с указанием методов исследования и применявшихся методик, использованных технических средств и расходных материалов, условий их использования и полученных результатов;
с) задачи, условия проведения и результаты экспериментов (в случае их проведения) и получение образцов для сравнения;
d) сведения о повреждении или израсходовании подлежащих исследованию объектов;
е) поэтапная оценка исследования, анализ полученных результатов, обоснование и формулирование выводов;
f) ссылки на иллюстрации, приложения и необходимые разъяснения к ним;
g) выявленные экспертом сопутствующие обстоятельства, вопросы в отношении которых не были ему поставлены;
h) предварительные выводы;
i) обоснование невозможности ответить на все либо на некоторые поставленные вопросы, если недостаточно представленных материалов или поставленные вопросы не относятся к компетенции эксперта либо уровень развития науки и экспертная практика не позволяют ответить на поставленные вопросы;
j) краткая характеристика использованных устройств и материалов, режима фиксации и печати. Для использованных технических средств и программного обеспечения указывается тип, модель, производитель, наименование и версия программного обеспечения, режим получения и печати изображения.
(4) В финальной части экспертного заключения содержатся выводы эксперта, содержащие ответы на представленные заявителем экспертизы вопросы. Ответы на вопросы формулируются четко, во избежание различного толкования.
(5) Экспертное заключение в соответствии с компетенцией подписывает/подписывают составивший/составившие его эксперт/эксперты, проставляя свою печать на каждой странице и на каждом приложении.
Статья 38. Исправление ошибок, допущенных в тексте
экспертного заключения
(1) Если при составлении экспертного заключения были допущены технические ошибки, способные изменить смысл вывода эксперта или породить смысловые ошибки, составивший экспертное заключение эксперт по собственной инициативе или по требованию заявителя экспертизы обязан исправить эти ошибки.
(2) Исправление допущенной ошибки производится составлением в двух экземплярах акта об исправлении ошибок, допущенных в тексте экспертного заключения (далее – акт об исправлении ошибок), в котором эксперт указывает, в каком разделе, на какой странице и в каком абзаце допущена ошибка, и правильную формулировку вывода. В акте об исправлении ошибок содержится также декларация об уголовной ответственности за представление заведомо ложных выводов при внесении поправок, которую подписывает эксперт, указав лицо, по чьей инициативе исправлена ошибка.
(3) Один экземпляр акта об исправлении ошибок направляется заявителю экспертизы, а второй прилагается ко второму экземпляру экспертного заключения.
(4) Акт об исправлении ошибок удостоверяется в порядке, установленном для экспертного заключения в соответствии с положениями части (5) статьи 37.
Статья 39. Архивирование экспертных заключений
(1) Публичные судебно-экспертные учреждения и судебные эксперты, осуществляющие деятельность в бюро судебной экспертизы, обязаны хранить архивы составленных ими заключений судебной экспертизы.
(2) В целях сохранения данных о каждой произведенной судебной экспертизе составляется отдельное дело, которое включает акт о назначении экспертизы, второй экземпляр экспертного заключения, по обстоятельствам – второй экземпляр акта об исправлении ошибок, корреспонденцию эксперта, который произвел экспертизу, а также записи о его первичных наблюдениях, производные исчерпывающие данные, информацию, необходимую для определения направления исследования, другие его записи.
(3) Вторые экземпляры заключений судебной экспертизы, составленных лицами, не имеющими статуса судебного эксперта, но допущенными в этом качестве к судебному процессу, передаются на хранение в Министерство юстиции.
(4) Срок хранения экспертных заключений в архиве составляет 25 лет, а в случае судебно-психиатрической экспертизы – 75 лет.
(5) Архив экспертных заключений ведется дополнительно в электронном формате при условии полной сохранности исходного содержания документов и обеспечении условий защиты от его изменения.
(6) Архивы судебных экспертов, которые осуществляли деятельность в бюро судебной экспертизы и были исключены из Государственного реестра судебных экспертов, передаются в Министерство юстиции.
(7) По запросу заявителя экспертизы в случае утери или уничтожения первого экземпляра экспертного заключения, который хранится в материалах судебного дела, публичным судебно-экспертным учреждением, бюро судебной экспертизы или, по обстоятельствам, Министерством юстиции, в зависимости от того, у какого учреждения оно хранится, ему могут быть выданы заверенные копии второго экземпляра экспертного заключения.
(8) Выдача копий экспертных заключений другим лицам осуществляется только с письменного согласия заявителя экспертизы или органа, занимающегося рассмотрением дела.
Глава III
ДОПУСК К ПРОФЕССИИ СУДЕБНОГО ЭКСПЕРТА
Статья 40. Требования к осуществлению деятельности
судебного эксперта
(1) Статус судебного эксперта может получить лицо, отвечающее следующим условиям:
а) является гражданином Республики Молдова;
B ) владеет румынским языком;
c) является полностью дееспособным;
d) имеет диплом лиценциата или равнозначный документ об образовании по специальности, для которой испрашивается квалификация судебного эксперта; для получения статуса эксперта судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы – диплом о высшем специальном образовании и о постуниверситетском образовании через резидентуру/мастерат; для получения статуса судебного эксперта судебно-криминалистической экспертизы – диплом лиценциата или равнозначный документ об образовании и квалификационное удостоверение по соответствующей специализации;
е) соответствует, если применимо, требованиям, предусмотренным частью (3);
f) прошло профессиональную стажировку по экспертной специальности, для которой испрашивается квалификация судебного эксперта;
g) годно по состоянию здоровья для исполнения обязанностей судебного эксперта по специализации, для которой испрашивается квалификация судебного эксперта;
h) не имеет судимости;
i) имеет безупречную репутацию;
j) сдало квалификационный экзамен.
(2) Дополнительно к условиям, предусмотренным в части (1):
а) для получения статуса судебного эксперта со специализацией в области архитектуры, градостроительства и строительства лицо должно иметь статус технического эксперта в строительстве, полученный в соответствии с Законом о качестве в строительстве № 721-XIII от 2 февраля 1996 года и Положением о профессионально-технической аттестации специалистов, осуществляющих деятельность в строительстве, утвержденным Постановлением Правительства № 329 от 23 апреля 2009 года;
B ) для получения статуса судебного эксперта со специализацией в оценке и разделе недвижимого имущества лицо должно иметь следующие сертификаты:
– для специализации в оценке недвижимого имущества – квалификационное удостоверение оценщика недвижимого имущества;
– для специализации в разделе недвижимого имущества – квалификационное удостоверение кадастрового инженера.
(3) Не признается имеющим безупречную репутацию и не допускается к квалификационному экзамену лицо:
а) ранее признанное виновным в умышленном преступлении окончательным судебным актом;
B ) у которого аннулирована лицензия на занятие судебно-экспертной деятельностью в соответствии с положениями статьи 46;
с) уволенное в последние пять лет из публичного судебно-экспертного учреждения или другого публичного или частного учреждения вследствие применения дисциплинарной санкции в виде увольнения.
(4) Освобождаются от прохождения профессиональной стажировки лица, окончившие не более двух лет назад высшие учебные заведения, специализированные в области судебных экспертиз, а также лица, которые до подачи ходатайства о присвоении статуса судебного эксперта работали в этом качестве не менее пяти лет и с момента прекращения деятельности которых прошло не более двух лет, а также лица, указанные в части (7) статьи 55.
(5) Освобождаются от прохождения профессиональной стажировки и сдачи квалификационного экзамена лица, имеющие ученую степень доктора, хабилитированного доктора или ученое звание академика в соответствующей специальности.
Статья 41. Профессиональная стажировка
(1) Лицо, ходатайствующее о присвоении ему квалификации судебного эксперта, до подачи заявки на участие в квалификационном экзамене проходит профессиональную стажировку в специальности, для которой желает получить статус судебного эксперта, в одном из публичных судебно-экспертных учреждений или бюро судебной экспертизы под управлением руководителя стажировки.
(2) Профессиональная стажировка проводится в течение по меньшей мере трех месяцев, на протяжении которых лицо имеет статус эксперта-стажера.
(3) Стажировка проходит на основании договора, заключенного между экспертом-стажером и публичным судебно-экспертным учреждением или между экспертом-стажером и бюро судебной экспертизы.
(4) Публичное судебно-экспертное учреждение или, по обстоятельствам, бюро судебной экспертизы обеспечивает эксперту-стажеру рабочее пространство и доступ к оборудованию и материалам, необходимым для прохождения стажировки.
(5) Руководителем профессиональной стажировки является, как правило, судебный эксперт первой или высшей квалификационной категории по специальности, в которой проводится стажировка.
(6) У одного судебного эксперта–руководителя стажировки не могут стажироваться более двух экспертов-стажеров одновременно.
(7) В ходе профессиональной стажировки эксперт-стажер углубленно изучает теоретические и практические основы судебной экспертизы, действующее законодательство в области судебной экспертизы, накапливает практические навыки, необходимые для осуществления профессиональной судебно-экспертной деятельности.
(8) Условия проведения профессиональной стажировки, права и обязанности эксперта-стажера, эксперта-наставника, а также публичного судебно-экспертного учреждения или, по обстоятельствам, бюро судебной экспертизы устанавливаются положением, утвержденным совместным приказом министра юстиции и руководителя публичного судебно-экспертного учреждения.
(9) Лицо, испрашивающее статус судебного эксперта для последующей деятельности в специализированных публичных учреждениях и специализированных подразделениях Министерства здравоохранения, должно пройти постуниверситетскую специализацию в одной из утвержденных форм. По завершении специализации проводится квалификационный экзамен. Постуниверситетская специализация признается профессиональной стажировкой.
(10) Профессиональная стажировка может проводиться и в других государствах под руководством судебного эксперта соответствующего государства в случаях и на условиях, определенных Правительством.
Статья 42. Эксперт-стажер
(1) Экспертом-стажером может быть лицо, отвечающее требованиям, предусмотренным пунктами а)–e) и g)–j) части (1) статьи 40.
(2) Эксперт-стажер работает под наблюдением и управлением руководителя стажировки.
(3) Эксперт-стажер может составлять проекты заключений судебной экспертизы под управлением руководителя стажировки. Эксперт-стажер не несет ответственности за качество экспертного заключения, в составлении которого принимал участие, и не подписывает заключения судебной экспертизы.
(4) Эксперт-стажер имеет следующие обязанности:
а) посещать курсы начальной подготовки;
B ) производить экспертизы, порученные для исполнения руководителем стажировки;
c) вести учет произведенных им или с его участием судебных экспертиз;
d) вносить плату за прохождение профессиональной стажировки, если это оговорено договором о прохождении профессиональной стажировки;
е) соблюдать режим информации, составляющей государственную тайну, или иной информации ограниченного доступа, ставшей ему известной в ходе стажировки;
f) соблюдать законодательство, положения Кодекса этики судебного эксперта, программы прохождения стажировки и договора о прохождении стажировки.
(5) Плата за прохождение стажировки устанавливается Правительством по каждому публичному судебно-экспертному учреждению или, по обстоятельствам, бюро судебной экспертизы, в которых проходит стажировка.
(6) Оплата труда эксперта-стажера, проходящего стажировку в публичном судебно-экспертном учреждении, осуществляется в соответствии с Законом о системе оплаты труда в бюджетной сфере № 355-XVI от 23 декабря 2005 года. Оплата труда эксперта-стажера, проходящего стажировку в бюро судебной экспертизы, осуществляется на условиях, согласованных в договоре о прохождении стажировки.
(7) К эксперту-стажеру, проходящему стажировку в бюро судебной экспертизы, применяется налоговый режим, предусмотренный для судебных экспертов–сотрудников бюро судебной экспертизы, при этом он уплачивает взносы социального страхования в бюджет государственного социального страхования и взносы обязательного медицинского страхования в фонды обязательного медицинского страхования на аналогичных с ними условиях.
(8) Личное дело эксперта-стажера, проходящего профессиональную стажировку в публичном судебно-экспертном учреждении, хранится в соответствующем учреждении, а личное дело эксперта-стажера, проходящего стажировку в бюро судебной экспертизы, – в соответствующем бюро.