Перейти к содержимому


Фотография

Судебная автотехническая экспертиза


В этой теме нет ответов

#1 admin

admin

    Администратор

  • Администраторы
  • 2 536 сообщений
  • ГородМосква

Отправлено 24 Февраль 2011 - 12:36

Судебная автотехническая экспертиза.

Чава Иван Иванович, профессор ИПК НП «СУДЭКС», к.ю.н.

В области судебной автотехнической экспертизы повышение квалификации и подготовка соискателей к добровольной сертификации в «Системе добро-вольной сертификации негосударственных судебных экспертов» (свидетель-ство о регистрации № РОСС.RU.И597.04.НЯ00) ведется по следующим специальностям:
13.1. Исследование обстоятельств ДТП;
13.2. Исследование технического состояния ТС;
13.3.А. Исследование следов на ТС и месте ДТП (транспортно-трасологическая диагностика);
13.3.Б. Исследование технического состояния дороги, дорожных усло-вий на месте ДТП;
13.4. Исследование транспортных средств в целях определения стоимо-сти восстановительного ремонта и остаточной стоимости.
Наиболее востребованными из них являются специальности 13.3.А и 13.4.
Практика подготовки соискателей к добровольной сертификации вы-явила ряд недостатков в их базовой подготовке, а также ряд вопросов наибо-лее часто возникающих у слушателей в процессе проведения занятий.
К недостаткам в базовой подготовке соискателей, прежде всего, следу-ет отнести отсутствие у отдельных слушателей специального высшего обра-зования в области автомобильного транспорта, а также отсутствие опыта производства автотехнических экспертиз. Среди слушателей бытует стойкое мнение о том, что занятий проводимых с ними в связи с подготовкой к сер-тификации будет достаточно для освоения выбранной специальности даже при условии, что соискатель до этого никогда не занимался экспертной дея-тельностью и не имеет специального базового образования. Тем не менее, 50-летняя практика существования государственной автотехнической экспертизы убедительно доказала, что основой глубоких знаний в области автотехни-ческой экспертизы, прежде всего, является наличие специального высшего образования. Второй составляющей является опыт работы в данной области. Известна масса примеров, когда прекрасные квалифицированные инженеры в области автомобильного транспорта, при отсутствии опыта в экспертной ра-боте, были не способны разобраться в решении даже элементарных задач автотехнической экспертизы. Именно поэтому следующим по значимости тре-бованием к соискателям является знание программы подготовки экспертов по соответствующей специальности в полном объеме. В связи с этим у слу-шателей возникает вопрос, если имеешь специальное высшее образование, освоил все, что связано с требованиями программы подготовки экспертов, то для чего проходить обучение на курсах повышения квалификации. Ответ прост – для приведения уже имеющихся у эксперта знаний в соответствие с требованиями к государственным экспертам, выработки общего понятийного языка и единообразия в решении экспертных задач.

Вопросы, наиболее часто возникающие у слушателей в процессе
проведения занятий по специальности 13.1.

Вопрос. Какие вопросы вправе решать эксперт автотехник в рамках оценки действий участников дорожного движения с позиции требований Правил дорожного движения РФ?
Ответ. Особым разнообразием перечень вопросов входящих в компе-тенцию автотехнической экспертизы, ставящихся перед экспертами и свя-занных с применением ПДД, не отличается. Их можно свести к следующей редакции:
какими пунктами ПДД должны были руководствоваться участники до-рожного движения в рассматриваемой дорожно-транспортной ситуации (ДТС);
какими пунктами ПДД регламентированы действия участников дорож-ного движения в рассматриваемой ДТС;
регламентированы ли действия определенного участника дорожного движения ПДД;
выполнил определенный участник дорожного движения действия пре-дусмотренные ПДД;
располагал ли конкретный участник дорожного движения технической возможностью для выполнения требований ПДД относящихся ДТС предше-ствовавшей ДТП;
соответствуют ли действия конкретного участника ДТП требованиям ПДД относящимся рассматриваемой ДТС;
в случае если в действиях участника ДТП усматриваются несоответст-вия требованиям ПДД, находится ли это несоответствие в причинной связи с ним.

Вопрос. Какие вопросы в рамках оценки действий участников дорож-ного движения с позиции требований Правил дорожного движения РФ экс-перт автотехник решать не вправе?
Ответ. В связи с необходимостью юридической квалификации дейст-вий участников ДТП судебно-следственные органы зачастую пытаются ста-вить перед экспертами правовые вопросы, требующие юридической оценки всех материалов дела, включая и заключения экспертов, на их относимость, допустимость, достоверность и достаточность, что не входит в компетенцию автотехнической экспертизы. В порыве должностного усердия отдельные эксперты, не вникая в суть данной юридической задачи, решают эти вопросы и таким образом выходят за пределы своей компетенции. Наиболее часто встречающимися вопросами, требующими юридической оценки всех мате-риалов дела и потому не входящих в компетенцию автотехнической экспер-тизы являются следующие:
усматриваются ли в действиях данного участника ДТП (водителя, пе-шехода, пасса¬жира) нарушения ПДД;
находятся ли в причинной связи нарушения ПДД водителем, пешехо-дом или пассажиром в причинной связи с ДТП;
имело бы место ДТП в случае, если бы водитель, пешеход или пасса-жир не нарушили бы ПДД;
виновен ли водитель, пешеход или пассажир в совершении ДТП.

Вопрос. Привести определение и формулу остановочного пути транс-портного средства?
Ответ. Остановочный путь ТС, это расстояние, преодолеваемое ТС с момента начала реакции водителя на торможение до остановки ТС при усло-вии применения экстренного торможения.
Определение остановочного пути ТС при наличии следов торможения S0:

(1.1)
Определение остановочного пути ТС при отсутствии следов торможе-ния S0:

(1.2)

Вопрос. Привести определение и формулу тормозного пути транс-портного средства?
Ответ. Тормозной путь ТС, это расстояние, преодолеваемое ТС с мо-мента начала на тормозную педаль до остановки ТС при условии применения экстренного торможения.
Определение тормозного пути ТС при наличии следов торможения SТ:

(2.1)
Определение тормозного пути ТС при отсутствии следов торможения SТ:

(2.2)

Вопрос. Привести определение и формулу остановочного времени ТС?
Ответ. Остановочное время ТС, это время, с момента начала реакции водителя на торможение до остановки ТС при условии применения экстрен-ного торможения.
Определение остановочного времени ТС Т0:

(3.1)

Вопрос. Как определяется техническая возможность у водителя ТС по предотвращению ДТП путем торможения в общем случае?
Ответ. В экспертной практике приняты следующие категории сближе-ния ТС с другим ТС либо пешеходами, велосипедистами, животными (далее объектом) :
перекрестное — столкновение или наезд при движении ТС и объекта непараллельными курсами, т. е. когда объект смещался в поперечном на-правлении в сторону полосы движения ТС (угол между продольной осью ТС и направлением движения объекта отличался от 0° и 180°). Поперечное – при сближении ТС и объекта под прямым углом равным 90° и 270°;
продольное — столкновёние или наезд при движении ТС и объекта параллельными курсами, т. е. когда объект не имел смещения в поперечном направлении в сторону полосы движения ТС (угол между продольной осью ТС и направлением движения объекта был равен 0° и 180°). Встречное – при сближении ТС и объекта под развернутым углом равным 180° и попутное – при сближении ТС и объекта под свёрнутым углом равным - 0°.
В экспертной практике принято при незначительном отклонении угла от 0°, 90°, 180°, 270° исследование проводить, соответственно, методами, от-носящимися к продольному или поперечному сближению ТС и объекта.

Определение технической возможности у водителя ТС по
предотвращению ДТП путем торможения при перекрестных ДТП

При перекрестных ДТП определение технической возможности у води-теля ТС по предотвращению ДТП путем торможения производится путем сопоставления величины остановочного пути (формулы 2.3 и 2.4) с удалени-ем ТС от места наезда или столкновения в момент возникновения опасности для движения, установленного в соответствии с требованиями п. 10.1 Правил дорожного движения РФ.
Удаление ТС от места наезда или столкновения передней частью ТС, для случая наезда или столкновения без применения водителем торможения, устанавливается по следующей формуле:

(4.1)
Удаление ТС от места наезда или столкновения боковой частью ТС, для случая наезда или столкновения без применения водителем торможения, устанавливается по следующей формуле:

(4.1.1)
Удаление ТС от места наезда или столкновения передней частью ТС, для случая, если водитель ТС применил торможение до наезда или столкно-вения, устанавливается по следующей формуле:

(4.2)

Удаление ТС от места наезда или столкновения боковой частью ТС, для случая, если водитель ТС применил торможение до наезда или столкно-вения, устанавливается по следующей формуле:

(4.2.1)
Удаление ТС от места наезда или столкновения передней частью ТС, для случая, если водитель ТС применил торможение до наезда или столкно-вения и контактное взаимодействие с объектом имело место практически в момент остановки ТС, устанавливается по следующей формуле:

(4.3)
Удаление ТС от места наезда или столкновения боковой частью ТС, для случая, если водитель ТС применил торможение до наезда или столкно-вения и контактное взаимодействие с объектом имело место практически в момент остановки ТС, устанавливается по следующей формуле:

(4.3.1)
Удаление ТС от места наезда или столкновения передней частью ТС, для случая, если ТС в момент возникновения опасности для движения уже двигалось в заторможенном состоянии и контактное взаимодействие с объек-том имело место практически в момент остановки ТС, устанавливается по следующей формуле:

(4.4)
Удаление ТС от места наезда или столкновения боковой частью ТС, для случая, если ТС в момент возникновения опасности для движения уже двигалось в заторможенном состоянии и контактное взаимодействие с объек-том имело место практически в момент остановки ТС, устанавливается по следующей формуле:

(4.4.1)
Удаление ТС от места наезда или столкновения передней частью ТС, для случая, если ТС в момент возникновения опасности для движения уже двигалось в заторможенном состоянии и после контактного взаимодействия с объектом ТС до остановки преодолело определенное расстояние, устанавли-вается по следующей формуле:

(4.5)
Удаление ТС от места наезда или столкновения боковой частью ТС, для случая, если ТС в момент возникновения опасности для движения уже двигалось в заторможенном состоянии и после контактного взаимодействия с объектом ТС до остановки преодолело определенное расстояние, устанавли-вается по следующей формуле:

(4.5.1)


2.7.2. Определение технической возможности у водителя ТС по
предотвращению ДТП путем торможения при встречных ДТП

Условие наличия у водителя ТС технической возможности путем тор-можения предотвратить наезд или столкновение с двигающемся во встреч-ном направлении объектом:
>
(4.6)
Условие отсутствия у водителя ТС технической возможности путем торможения предотвратить наезд или столкновение с двигающемся во встречном направлении объектом:

(4.7)
Условие наличия у водителя ТС технической возможности предотвра-щения путем торможения наезда или столкновения с объектом, двигающимся под углом к продольной оси дороги, приближаясь к ТС:
>
>
(4.8)
Условие отсутствия у водителя ТС технической возможности путем торможения предотвращения наезда или столкновения с объектом двигаю-щимся под углом к продольной оси дороги, приближаясь к ТС:


(4.9)

2.7.3. Определение технической возможности у водителя ТС по предотвращению ДТП путем торможения при попутных ДТП

Определение технической возможности у водителя ТС по предотвра-щению столкновения или наезда путем торможения при попутных ДТП про-изводится путем сравнения расстояния (удаления) между ТС и в момент воз-никновения опасности для движения , установленного в соответствии с тре-бованиями п. 10.1 Правил дорожного движения РФ с расстоянием, на кото-ром водитель экстренным торможением может снизить скорость своего ТС до скорости движения объекта либо до минимальной безопасной дистанции.
Определение расстояния, на котором водитель экстренным торможени-ем может снизить скорость своего ТС до скорости движения объекта ТС :

(4.10)
Определение расстояния, на котором водитель экстренным торможени-ем может снизить скорость своего ТС до минимальной безопасной дистанции :

(4.11)

В каких случаях исследование по установлению технической возможно-сти предотвращения ДТП путем торможения следует проводить по вре-мени, а не путем сравнения остановочного пути ТС и удаления от места ДТП в момент возникновения опасности для движения?
Ответ. Существуют три исключения из общего правила, когда иссле-дование проводится не сравнением остановочного пути ТС и удаления ТС от места ДТП в момент возникновения опасности для движения, а путем срав-нения времени с момента возникновения опасности для движения до момен-та контактного взаимодействия объекта с транспортным средством с сум-марным временем реакции водителя и срабатывания тормозной системы ли-бо с остановочным временем ТС.

С уважением, автоэксперт, трасолог
АНО "Центр экспертизы  автомобилей"


А д м и н и с т р а т о р

e-mail: 111@fse.ms

tel: 8(800)555-0-453 (Для регионов)

tel: 8(495) 666-5-666 (Для Москвы и МО)

Skype: Kostyuchenko.v.v

Wiber: +7(925)504-18-14

WhatsApp: +7(925)504-18-14

 

Экспертный портал: http://sud-expertiza.ru

Тренинговый центр: http://500.fse.ms/

Промо-сайт http://fse.ms




Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Бесплатные консультации судебных экспертов. Консультации экспертов и оценщиков круглосуточно. Мы работаем без праздников, выходных и без перерывов на обед. Работаем по субботам и по воскресеньям. Принимаем заявки на экспертные услуги в ночное время.