Перейти к содержимому


Фотография

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН


  • Закрытая тема Тема закрыта
В этой теме нет ответов

#1 admin

admin

    Администратор

  • Администраторы
  • 2 730 сообщений
  • ГородМосква

Отправлено 06 октября 2016 - 08:34

Борчашвили И.Ш.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

 

Ключевые слова: судебно-экспертная деятельность, объединение экспертных функций, новые виды экспертиз, повышение квалификации.

Keywords: forensic activity, union of expert functions, new types of expertise, professional development.

 

В http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1000006516 Конституции Республики Казахстан наша страна утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. В свете реализации провозглашенных в Основном законе приоритетов, в Казахстане обеспечивается последовательное совершенствование правовой базы, отвечающей принципам правового государства, в т.ч. экспертной деятельности.

Развитие судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан следует рассматривать в двух аспектах - организационном и содержательном.

К организационному аспекту относятся те меры, которые проводились с целью формирования и развития института судебной экспертизы.

Так, http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1000010987 Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева «О дальнейшем реформировании системы правоохранительных органов Республики Казахстан» от 22 апреля 1997 года, предусматривалось изъятие функции производства судебной экспертизы от органов уголовного преследования с последующей передачей в Министерство юстиции. Тем самым, были заложены основы единой экспертной системы в рамках одного ведомства.

В целях реализации названного Указа в этом же году был принят http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1000019068 «О судебной экспертизе», который закрепил функции судебной экспертизы только за Министерствами юстиции и здравоохранения в рамках их компетенций.

Дальнейшее совершенствование экспертной системы закреплено во вновь принятом http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1001297662Республики Казахстан «О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан» от 20 января 2010 года.

Вопросам совершенствования судебно-экспертной деятельности посвящены специальныеhttp://online.zakon.kz/Document/?link_id=1000096815 Правительства Республики Казахстан: «О создании Государственного учреждения «Центр судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан» от 11 августа 1997 г. № 1245; http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1000050426 «Об утверждении Инструкции по использованию средств от реализации платных услуг, предоставляемых Центром судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан» от 31 марта 2000 года № 486; http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1000058000 «О подписании Соглашения между Министерством юстиции Республики Казахстан и Министерством юстиции Республики Беларусь о сотрудничестве в области судебной экспертизы» от 26 июля 2000 года № 1122;http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1000092471 «Некоторые вопросы судебной экспертизы» от 7 ноября 2001 года № 1414;http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1001464110 «Об утверждении Правил обращения с объектами судебной экспертизы» от 4 июня 2010 года № 512; http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1001464014 «Об утверждении Правил формирования и использования Государственного реестра судебных экспертов Республики Казахстан» от 4 июня 2010 года № 514;http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1001463966 «Об утверждении Правил формирования и использования Государственного реестра методик судебно-экспертных исследований Республики Казахстан» от 4 июня 2010 года № 515; http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1002642363 «О некоторых вопросах лицензирования судебно-экспертной деятельности» от 16 ноября 2012 года № 1454; http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1003855791 «Об утверждении стандарта государственной услуги по вопросам судебно-экспертной деятельности» от 31 декабря 2013 года № 1584 и другие.

Важной эпохой в развитии Республики Казахстан, в том числе экспертной деятельности, является определение Главой государства приоритетов, указанных в «http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1002686691».

Лидер нации Н.А. Назарбаев подчеркнул, что в рамках провозглашенного им нового политического курса всем необходимо работать с высоким уровнем результативности, инициативы и отдачи. Повышение конкурентоспособности нашей правовой системы во всех её базовых отраслях как публичного, так и частного права - одна из главных задач казахстанского общества.

В рамках реализации намеченного Стратегией ориентира в http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1003817258 народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единая интересы, единое будущее» от 17 января 2014 г., четко определено, что «при движении в число 30-ти развитых стран мира нам необходима атмосфера честной конкуренции, справедливости, верховенства закона и высокой правовой культуры».

И нет сомнения в том, что этими принципами должен руководствоваться каждый эксперт в своей повседневной деятельности.

Необходимо отметить, что руководством страны уделяется пристальное внимание вопросам развития судебно-экспертной системы. Так, на совещании с участием Главы государства «О дальнейшей модернизации правоохранительной системы» от 30 января 2013 года поручалось принять меры по кардинальному укреплению штатной численности и материально-технической базы Центра судебной экспертизы.

Кроме того, аналогичное поручение было дано Президентом страны в ответ на служебную записку Секретаря Совета Безопасности по вопросам развития судебно-экспертной деятельности от 12 февраля 2013 г.

Идеи Главы государства о совершенствовании судебно-экспертной системы легли в основу Государственной программы дальнейшей модернизации правоохранительной системы Республики Казахстан на 2014-2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 31 декабря 2013 года, а также Плана мероприятий по ее реализации, принятого постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 апреля 2014 года.

Важно подчеркнуть, что в столь значимых программных документах отдельным разделом предусмотрены меры по модернизации органов судебной экспертизы страны.

В этом контексте весь потенциал органов судебной экспертизы направлен на улучшение качества проводимых судебных экспертиз, соответствия их международным стандартам, внедрение новых видов экспертных исследований, повышение профессионального уровня экспертных кадров, а также совершенствование материально-технической базы.

Более того Государственной программой предусмотрен ряд мер, направленных на консолидацию экспертных функций в одном ведомстве - Министерстве юстиции, путем передачи функций из Министерства здравоохранения по производству судебно-медицинских экспертиз в 2014 году, судебно-наркологических экспертиз в 2015, судебно-психиатрических экспертиз в 2016 году.

Наряду с этим, данные положения нашли свое отражение в http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1004164059 Президента Республики Казахстан «О мерах по разграничению полномочий между уровнями государственного управления Республики Казахстан» от 25 августа 2014 года, а также в http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1004196491 Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления» от 29 сентября 2014 года.

Полагаю, что в данном случае судебно-экспертная система Республики Казахстан развивается по пути наших белорусских коллег, где, как известно, создан Государственный комитет судебных экспертиз, в котором объединены все экспертные учреждения страны.

Вместе с тем, ради справедливости следует отметить, что наряду с проведением объединения экспертных функций в одном ведомстве на законодательном уровне закреплены меры иного порядка.

Так, в http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1004101092 нового Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан от 4 июля 2014 года, вступающему в действие с 1 января 2015 года (далее - УПК) указано, что в «качестве специалиста для участия в производстве по уголовному делу может быть привлечено не заинтересованное в деле лицо, обладающее специальными знаниями». К ним законодатель относит педагогов, психологов и врачей. Кроме указанных лиц, в http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1004365740 УПК РК отмечается, что «в качестве специалиста для проведения исследования и дачи заключения может быть привлечен сотрудник уполномоченного подразделения правоохранительного или специального государственного органа Республики Казахстан».

Таким образом, в новом УПК по сравнению с действующим, расширен круг лиц, которые могут быть привлечены в качестве специалиста.

При этом, заключение специалиста наряду с заключением эксперта может быть признано органом, ведущим уголовный процесс, либо судом в качестве доказательства по уголовному делу.

В этой связи возникают обоснованные опасения, что идея создания единого экспертного органа и вынесение заключения специалистами сотрудниками правоохранительных или специальных государственных органов может привести к противоречиям в правоприменительной практике.

Как отмечалось выше, наряду с организационными мерами развития судебно-экспертной системы следует особо выделить меры, направленные на улучшение содержания ее деятельности.

В настоящее время Центр судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан осуществляет свою деятельность в научно-производственном, научно-исследовательском и учебно-методическом направлениях.

Научно-производственная работа заключается в обеспечении потребностей правоохранительных органов и судов в экспертных исследованиях. Центр судебной экспертизы осуществляет 18 видов экспертиз по 40 видам экспертных исследований, которые являются основной доказательной базой по уголовным, гражданским делам, а также по делам об административных правонарушениях.

Однако, реалии сегодняшнего дня, складывающиеся как внутри страны, так и за рубежом показывают, что проводимые нами экспертизы в полном объеме не отвечают противодействию современным вызовам и угрозам.

Мы вынуждены констатировать, что в этих условиях в Казахстане не проводятся экспертизы по таким видам противоправной деятельности, как транснациональная преступность, терроризм и религиозный экстремизм, в сфере экологии и интеллектуальной собственности, а также по происшествиям техногенного характера и авариям на авиа и железнодорожном транспорте.

Убежден, что вышеуказанные правонарушения создают реальную угрозу интересам национальной безопасности нашей страны.

При этом хочу особо подчеркнуть, что некоторые преступления, такие как наркотрафик, деяния с контрафактной продукцией, киберпреступления, экологические правонарушения и др. посягают на интересы не одной страны, а нескольких. В этом случае, необходимо вести речь о наличии транснациональной преступности.

Так, например, согласно данным Отчета организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в результате нелегальной деятельности по контрафактной продукции мировая экономика ежегодно теряет около 650 млрд. долларов США. Острота данной проблемы, заключается в том, что этот сектор теневой экономики больше всего оказывает негативный эффект на доходы от налогообложения, порождает и подпитывает коррупцию. К тому же, рынок контрафактной и пиратской продукции лишает работы миллионов людей в каждой стране.

В Казахстане ежегодный ущерб от выявленных преступлений составляет более 2,5 млн. долларов США. В прошлом году выявлено более 600 преступлений в этой сфере, пресечена деятельность 79 подпольных цехов по изготовлению контрафактной продукции, что в два раза превышает показатели 2012 года.

Кроме этого, беспрецедентный рост экологических преступлений в разных странах привел к необходимости принятия Конвенции Совета Европы о защите окружающей среды посредством уголовного права от 4 ноября 1998 г., а также Директивы Европейского парламента и Совета Европейского союза об уголовно-правовой охране окружающей среды от 19 ноября 2008 г.

Для последствий экологических правонарушений не существует границ между государствами. Вред, причиняемый ими, трудно оценить в денежном выражении, так как неблагоприятная экологическая обстановка ведет к росту онкологических и других опасных заболеваний, отражается на физическом и психическом здоровье подрастающего поколения, приводит к уничтожению флоры и фауны, загрязняет окружающую среду и т.д.

Обширные территории в Казахстане признаны зонами экологического бедствия вследствие применения ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, а также в результате интенсивного опустынивания в Приаралье.

Эскалация насилия, рост терроризма и экстремизма вызвал необходимость принятия ответных мер со стороны международного сообщества.

Например, в Казахстане Указом Президентом страны Н.А. Назарбаевым утверждена Государственная программа по борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом на 2013-2017 годы, от 24 сентября 2013 года.

Приведенные выше угрозы безопасности являются далеко не полными. Они посягают на интересы не только Казахстана, но и других стран, представители которых участвуют в данном форуме.

При этом, например, в Казахстане не проводится ряд экспертиз по вышеуказанным направлениям либо проводится в минимальном количестве, что не позволяет говорить о серьезном противодействии указанным угрозам и вызовам.

В этой связи перед Центром судебной экспертизы возникают новые задачи, связанные с исследованием таких объектов интеллектуальной собственности, как селекционные достижения, коммерческая тайна, секреты производства, полезные модели, промышленные образцы, и др.

Полагаю, что в таких условиях развития преступной деятельности необходимо объединение усилий органов судебной экспертизы разных стран по всем указанным направлениям.

Наше сотрудничество возможно в создании совместных рабочих групп по разработке методик судебно-экспертных исследований, а также внедрении новых видов судебной экспертизы.

Наряду с развитием методического обеспечения исключительно важное практическое значение имеет деятельность по повышению профессионального уровня экспертных кадров.

В этой связи, Центр судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан признателен нашим коллегам из Российской Федерации и Республики Беларусь за тесное сотрудничество в этом вопросе.

Вместе с тем, считаю целесообразным рассмотреть возможность создания преподавательской группы из числа высококвалифицированных экспертов наших стран, которые могли бы проводить обучение молодых специалистов по соответствующим направлениям. Со своей стороны мы также могли представить экспертов, которые могли бы передавать свой опыт начинающему поколению экспертных кадров.

Реализация вышеуказанных мер внесет свой существенный вклад в дело защиты прав и свобод человека и гражданина, на страже которых стоят правоохранительные органы и суды Республики.

При этом, роль Центра судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан не менее важна, так как мы обеспечиваем их деятельность в экспертных исследованиях.

Борчашвили И.Ш.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

 

Ключевые слова: судебно-экспертная деятельность, объединение экспертных функций, новые виды экспертиз, повышение квалификации.

Keywords: forensic activity, union of expert functions, new types of expertise, professional development.

 

В http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1000006516 Конституции Республики Казахстан наша страна утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. В свете реализации провозглашенных в Основном законе приоритетов, в Казахстане обеспечивается последовательное совершенствование правовой базы, отвечающей принципам правового государства, в т.ч. экспертной деятельности.

Развитие судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан следует рассматривать в двух аспектах - организационном и содержательном.

К организационному аспекту относятся те меры, которые проводились с целью формирования и развития института судебной экспертизы.

Так, http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1000010987 Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева «О дальнейшем реформировании системы правоохранительных органов Республики Казахстан» от 22 апреля 1997 года, предусматривалось изъятие функции производства судебной экспертизы от органов уголовного преследования с последующей передачей в Министерство юстиции. Тем самым, были заложены основы единой экспертной системы в рамках одного ведомства.

В целях реализации названного Указа в этом же году был принят http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1000019068 «О судебной экспертизе», который закрепил функции судебной экспертизы только за Министерствами юстиции и здравоохранения в рамках их компетенций.

Дальнейшее совершенствование экспертной системы закреплено во вновь принятом http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1001297662Республики Казахстан «О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан» от 20 января 2010 года.

Вопросам совершенствования судебно-экспертной деятельности посвящены специальныеhttp://online.zakon.kz/Document/?link_id=1000096815 Правительства Республики Казахстан: «О создании Государственного учреждения «Центр судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан» от 11 августа 1997 г. № 1245; http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1000050426 «Об утверждении Инструкции по использованию средств от реализации платных услуг, предоставляемых Центром судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан» от 31 марта 2000 года № 486; http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1000058000 «О подписании Соглашения между Министерством юстиции Республики Казахстан и Министерством юстиции Республики Беларусь о сотрудничестве в области судебной экспертизы» от 26 июля 2000 года № 1122;http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1000092471 «Некоторые вопросы судебной экспертизы» от 7 ноября 2001 года № 1414;http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1001464110 «Об утверждении Правил обращения с объектами судебной экспертизы» от 4 июня 2010 года № 512; http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1001464014 «Об утверждении Правил формирования и использования Государственного реестра судебных экспертов Республики Казахстан» от 4 июня 2010 года № 514;http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1001463966 «Об утверждении Правил формирования и использования Государственного реестра методик судебно-экспертных исследований Республики Казахстан» от 4 июня 2010 года № 515; http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1002642363 «О некоторых вопросах лицензирования судебно-экспертной деятельности» от 16 ноября 2012 года № 1454; http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1003855791 «Об утверждении стандарта государственной услуги по вопросам судебно-экспертной деятельности» от 31 декабря 2013 года № 1584 и другие.

Важной эпохой в развитии Республики Казахстан, в том числе экспертной деятельности, является определение Главой государства приоритетов, указанных в «http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1002686691».

Лидер нации Н.А. Назарбаев подчеркнул, что в рамках провозглашенного им нового политического курса всем необходимо работать с высоким уровнем результативности, инициативы и отдачи. Повышение конкурентоспособности нашей правовой системы во всех её базовых отраслях как публичного, так и частного права - одна из главных задач казахстанского общества.

В рамках реализации намеченного Стратегией ориентира в http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1003817258 народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единая интересы, единое будущее» от 17 января 2014 г., четко определено, что «при движении в число 30-ти развитых стран мира нам необходима атмосфера честной конкуренции, справедливости, верховенства закона и высокой правовой культуры».

И нет сомнения в том, что этими принципами должен руководствоваться каждый эксперт в своей повседневной деятельности.

Необходимо отметить, что руководством страны уделяется пристальное внимание вопросам развития судебно-экспертной системы. Так, на совещании с участием Главы государства «О дальнейшей модернизации правоохранительной системы» от 30 января 2013 года поручалось принять меры по кардинальному укреплению штатной численности и материально-технической базы Центра судебной экспертизы.

Кроме того, аналогичное поручение было дано Президентом страны в ответ на служебную записку Секретаря Совета Безопасности по вопросам развития судебно-экспертной деятельности от 12 февраля 2013 г.

Идеи Главы государства о совершенствовании судебно-экспертной системы легли в основу Государственной программы дальнейшей модернизации правоохранительной системы Республики Казахстан на 2014-2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 31 декабря 2013 года, а также Плана мероприятий по ее реализации, принятого постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 апреля 2014 года.

Важно подчеркнуть, что в столь значимых программных документах отдельным разделом предусмотрены меры по модернизации органов судебной экспертизы страны.

В этом контексте весь потенциал органов судебной экспертизы направлен на улучшение качества проводимых судебных экспертиз, соответствия их международным стандартам, внедрение новых видов экспертных исследований, повышение профессионального уровня экспертных кадров, а также совершенствование материально-технической базы.

Более того Государственной программой предусмотрен ряд мер, направленных на консолидацию экспертных функций в одном ведомстве - Министерстве юстиции, путем передачи функций из Министерства здравоохранения по производству судебно-медицинских экспертиз в 2014 году, судебно-наркологических экспертиз в 2015, судебно-психиатрических экспертиз в 2016 году.

Наряду с этим, данные положения нашли свое отражение в http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1004164059 Президента Республики Казахстан «О мерах по разграничению полномочий между уровнями государственного управления Республики Казахстан» от 25 августа 2014 года, а также в http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1004196491 Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления» от 29 сентября 2014 года.

Полагаю, что в данном случае судебно-экспертная система Республики Казахстан развивается по пути наших белорусских коллег, где, как известно, создан Государственный комитет судебных экспертиз, в котором объединены все экспертные учреждения страны.

Вместе с тем, ради справедливости следует отметить, что наряду с проведением объединения экспертных функций в одном ведомстве на законодательном уровне закреплены меры иного порядка.

Так, в http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1004101092 нового Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан от 4 июля 2014 года, вступающему в действие с 1 января 2015 года (далее - УПК) указано, что в «качестве специалиста для участия в производстве по уголовному делу может быть привлечено не заинтересованное в деле лицо, обладающее специальными знаниями». К ним законодатель относит педагогов, психологов и врачей. Кроме указанных лиц, в http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1004365740 УПК РК отмечается, что «в качестве специалиста для проведения исследования и дачи заключения может быть привлечен сотрудник уполномоченного подразделения правоохранительного или специального государственного органа Республики Казахстан».

Таким образом, в новом УПК по сравнению с действующим, расширен круг лиц, которые могут быть привлечены в качестве специалиста.

При этом, заключение специалиста наряду с заключением эксперта может быть признано органом, ведущим уголовный процесс, либо судом в качестве доказательства по уголовному делу.

В этой связи возникают обоснованные опасения, что идея создания единого экспертного органа и вынесение заключения специалистами сотрудниками правоохранительных или специальных государственных органов может привести к противоречиям в правоприменительной практике.

Как отмечалось выше, наряду с организационными мерами развития судебно-экспертной системы следует особо выделить меры, направленные на улучшение содержания ее деятельности.

В настоящее время Центр судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан осуществляет свою деятельность в научно-производственном, научно-исследовательском и учебно-методическом направлениях.

Научно-производственная работа заключается в обеспечении потребностей правоохранительных органов и судов в экспертных исследованиях. Центр судебной экспертизы осуществляет 18 видов экспертиз по 40 видам экспертных исследований, которые являются основной доказательной базой по уголовным, гражданским делам, а также по делам об административных правонарушениях.

Однако, реалии сегодняшнего дня, складывающиеся как внутри страны, так и за рубежом показывают, что проводимые нами экспертизы в полном объеме не отвечают противодействию современным вызовам и угрозам.

Мы вынуждены констатировать, что в этих условиях в Казахстане не проводятся экспертизы по таким видам противоправной деятельности, как транснациональная преступность, терроризм и религиозный экстремизм, в сфере экологии и интеллектуальной собственности, а также по происшествиям техногенного характера и авариям на авиа и железнодорожном транспорте.

Убежден, что вышеуказанные правонарушения создают реальную угрозу интересам национальной безопасности нашей страны.

При этом хочу особо подчеркнуть, что некоторые преступления, такие как наркотрафик, деяния с контрафактной продукцией, киберпреступления, экологические правонарушения и др. посягают на интересы не одной страны, а нескольких. В этом случае, необходимо вести речь о наличии транснациональной преступности.

Так, например, согласно данным Отчета организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в результате нелегальной деятельности по контрафактной продукции мировая экономика ежегодно теряет около 650 млрд. долларов США. Острота данной проблемы, заключается в том, что этот сектор теневой экономики больше всего оказывает негативный эффект на доходы от налогообложения, порождает и подпитывает коррупцию. К тому же, рынок контрафактной и пиратской продукции лишает работы миллионов людей в каждой стране.

В Казахстане ежегодный ущерб от выявленных преступлений составляет более 2,5 млн. долларов США. В прошлом году выявлено более 600 преступлений в этой сфере, пресечена деятельность 79 подпольных цехов по изготовлению контрафактной продукции, что в два раза превышает показатели 2012 года.

Кроме этого, беспрецедентный рост экологических преступлений в разных странах привел к необходимости принятия Конвенции Совета Европы о защите окружающей среды посредством уголовного права от 4 ноября 1998 г., а также Директивы Европейского парламента и Совета Европейского союза об уголовно-правовой охране окружающей среды от 19 ноября 2008 г.

Для последствий экологических правонарушений не существует границ между государствами. Вред, причиняемый ими, трудно оценить в денежном выражении, так как неблагоприятная экологическая обстановка ведет к росту онкологических и других опасных заболеваний, отражается на физическом и психическом здоровье подрастающего поколения, приводит к уничтожению флоры и фауны, загрязняет окружающую среду и т.д.

Обширные территории в Казахстане признаны зонами экологического бедствия вследствие применения ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, а также в результате интенсивного опустынивания в Приаралье.

Эскалация насилия, рост терроризма и экстремизма вызвал необходимость принятия ответных мер со стороны международного сообщества.

Например, в Казахстане Указом Президентом страны Н.А. Назарбаевым утверждена Государственная программа по борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом на 2013-2017 годы, от 24 сентября 2013 года.

Приведенные выше угрозы безопасности являются далеко не полными. Они посягают на интересы не только Казахстана, но и других стран, представители которых участвуют в данном форуме.

При этом, например, в Казахстане не проводится ряд экспертиз по вышеуказанным направлениям либо проводится в минимальном количестве, что не позволяет говорить о серьезном противодействии указанным угрозам и вызовам.

В этой связи перед Центром судебной экспертизы возникают новые задачи, связанные с исследованием таких объектов интеллектуальной собственности, как селекционные достижения, коммерческая тайна, секреты производства, полезные модели, промышленные образцы, и др.

Полагаю, что в таких условиях развития преступной деятельности необходимо объединение усилий органов судебной экспертизы разных стран по всем указанным направлениям.

Наше сотрудничество возможно в создании совместных рабочих групп по разработке методик судебно-экспертных исследований, а также внедрении новых видов судебной экспертизы.

Наряду с развитием методического обеспечения исключительно важное практическое значение имеет деятельность по повышению профессионального уровня экспертных кадров.

В этой связи, Центр судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан признателен нашим коллегам из Российской Федерации и Республики Беларусь за тесное сотрудничество в этом вопросе.

Вместе с тем, считаю целесообразным рассмотреть возможность создания преподавательской группы из числа высококвалифицированных экспертов наших стран, которые могли бы проводить обучение молодых специалистов по соответствующим направлениям. Со своей стороны мы также могли представить экспертов, которые могли бы передавать свой опыт начинающему поколению экспертных кадров.

Реализация вышеуказанных мер внесет свой существенный вклад в дело защиты прав и свобод человека и гражданина, на страже которых стоят правоохранительные органы и суды Республики.

При этом, роль Центра судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан не менее важна, так как мы обеспечиваем их деятельность в экспертных исследованиях.


 А д м и н и с т р а т о р

 e-mail: 111@fse.ms

 tel: 8(800)555-0-453 (Для регионов)

 tel: 8(495) 666-5-666 (Для Москвы и МО) 

 Wiber: +7(926)04080436 

 WhatsApp: +7(926)04080436

 

 Наш портал: http://sud-expertiza.ru

 Промо-сайт http://fse.ms

 

 



Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Бесплатные консультации судебных экспертов. Консультации экспертов и оценщиков круглосуточно. Мы работаем без праздников, выходных и без перерывов на обед. Работаем по субботам и по воскресеньям. Принимаем заявки на экспертные услуги в ночное время.