Алекешев А.И.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ И СУДАМИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ЭКСПЕРТИЗ
Ключевые слова: судебно-экспертная деятельность, государственная программа, методическая работа, консультационная работа.
Keywords: forensic activities, the state program, methodical work, consulting work.
Производство судебных экспертиз относится к основным средствам расследования преступлений, изобличения и привлечения к уголовной ответственности лиц, их совершивших и оправдания невиновных.
Изменения, которые произошли в экономической, социально-политической и правовых сферах нашего государства и которые повлекли за собой качественные и количественные изменения преступности, в частности, в активном проникновении профессиональной и организованной преступности в самые различные сферы социальной жизни, что представляет реальную опасность для поступательного развития страны, требует особого и повышенного внимания к вопросам качественного производства экспертиз (в два раза увеличилось количество зарегистрированных, общеуголовных преступлений, в том числе особо тяжких, совершенных в состоянии алкогольного и наркотического опьянения с 6192 в 2008 году до 13086 в 2012 году).
В свою очередь указанные изменения вызвали к жизни появление новых видов преступлений, использование преступниками изощренных способов совершения и сокрытия преступлений с применением самых современных технических средств и технологий, приспособленных для достижения преступных целей. Повысилась мобильность преступников, их техническая оснащенность и вооруженность. Усложнились задачи, которые приходится решать следователю, усложнились и экспертные задачи. Тревожное положение с качеством предварительного следствия настоятельно потребовало изыскания средств повышения его эффективности, детального анализа форм его организации, выявления преимуществ и недостатков каждой из них.
Не последнюю роль в работе правоохранительных органов играет судебно-экспертная деятельность, в задачи которой входит, в частности, использование на всех этапах борьбы с преступностью действенных методов и технических средств, соответствующих более высокому уровню развития науки, в целях выявления, раскрытия, и расследования преступлений.
Поскольку судебно-экспертная деятельность представляет собой один из основных способов реализации научно-технического потенциала общества в судебном производстве, системный анализ этой деятельности является актуальной задачей для поиска путей придания нового импульса укреплению государства.
В последнее время ЦСЭ МЮ РК предпринимаются попытки открытия путей интенсификации научных исследований в области методики, техники и технологии производства экспертиз различных видов и родов, детально исследуются справочная и консультационная деятельность сведущих лиц, прогнозируется возникновение института конкурирующей негосударственной экспертизы и др. Не следует забывать также, что на современном этапе развития нашего государства правоохранительные органы предъявляют к судебной экспертизе качественно новые требования. Сегодня судебно-следственные работники нуждаются в решении, прежде всего, нетрадиционных экспертных задач, в использовании современных достижений научно-технического прогресса при решении этих задач, в уменьшении сроков проведения экспертиз при сохранении их высокого научного уровня, объективности, доказательственной ценности. Отсюда следует, что совершенствование системы судебно-экспертных учреждений, повышение эффективности их деятельности - один из факторов, определяющих уровень борьбы с современной преступностью. К сожалению, как показывает зарубежный опыт, в Республике Казахстан на данный момент судебно-экспертной деятельностью занято категорически малое число экспертов, как государственных так и частных (к примеру, во Франции экспертной деятельностью занимаются около 17000 человек).
В настоящий период просто необходимо внедрение определенной концепции совместной, более тесной и плодотворной работы судебных экспертов и представителей правоохранительных органов. Одной из таких мер по решению данного вопроса является «http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1003833524 дальнейшей модернизации правоохранительной системы Республики Казахстан на 2014-2020 годы», утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 31 декабря 2013 года за № 720, основанием для которой стал http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1002707918 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 18 декабря 2012 года № 449. В Программе одним из целевых индикаторов является получение международной аккредитации 85% лабораторий органов судебной экспертизы к 2020 году, также предполагается консолидировать судебно-экспертные службы в одном ведомстве и усовершенствовать их деятельность до уровня международных стандартов аккредитации.
Общая цель состоит в разработке концепции и определении стратегии развития института судебной экспертизы в целом, его отдельных подсистем с тем, чтобы обеспечить, в частности, научное и организационно-тактическое содействие уголовному судопроизводству.
Прикладная цель заключается в разработке комплекса теоретических и практических рекомендаций по совершенствованию нормативно-правового регулирования и организации деятельности судебно-экспертных учреждений, а также взаимодействия их с правоохранительными органами.
8 июля 2014 года в г. Алматы состоялся Региональный семинар по теме «Справедливая судебная экспертиза», организованный Европейским союзом в рамках Инициативы верховенства права ЕС для Центральной Азии при содействии ЦСЭ МЮ РК. В семинаре участвовали представители стран Европы и СНГ. Подводя итоги семинара, можно констатировать, что для успешной интеграции зарубежного опыта и выхода казахстанских экспертиз на мировой уровень, необходимо иметь основные, идентичные требования, предъявляемые к правилам производства экспертиз (например, общие требования к правилам приема вещественных доказательств, использование методик исследования не только стран СНГ, но и Европейских стран, использование аналогичного оборудования). Выдвигается и обосновывается идея создания специализированных факультетов и институтов судебной экспертизы как учебного заведения высшего типа по подготовке судебных экспертов высшей квалификации по существующим специальностям и по новым, не охваченным направлениям судебно-экспертной деятельности.
Проблема взаимодействия правоохранительных органов и судов всегда привлекала внимание специалистов в области уголовного процесса, криминалистики, теории оперативно-розыскной деятельности. Различные аспекты такого взаимодействия, преимущественно следователя с органами дознания нашли свое отражение во многих научных публикациях, однако проблема взаимодействия следователя с судебными экспертами и специалистами разработана явно недостаточно. Между тем констатируется, что недостатком в организации расследования является слабая информированность следователей о возможностях и достижениях экспертизы, неумелое в ряде случаях осуществление взаимодействия. Понятие «взаимодействие» не является термином Уголовно-процессуального кодекса, но широко употребляется на практике и определяется как согласованная деятельность при расследовании преступлений.
Анализ литературных источников, а так же судебной, следственной и экспертной практики позволяет сделать вывод, что формы взаимодействия правоохранительных органов с судебно-экспертными учреждениями для достижения общей конечной цели должны основываться на единых принципах, важнейшими из которых являются законность, непрерывность, планирование, эффективность и комплексность. Кроме того, принятие формы (вида) взаимодействия должно опираться не только на правильность ее содержания, но и своевременность разработки, принятия и реализации (например, проведение совместных обучающих семинаров в равной степени как для экспертов разных видов исследований, так и для представителей правоохранительных органов).
Одной из важнейших задач взаимодействия правоохранительных органов с судебно-экспертными учреждениями является обеспечение качественной обратной связи, дающей возможность правоохранительным органам и государству в целом фактически оценить истинную роль судебной экспертизы в борьбе с преступностью и более адекватно реагировать на жизненные проблемы экспертных учреждений. Однако на практике этому уделяется недостаточное внимание. Несмотря на то, что даже такие традиционные совещания, межведомственные советы, обобщения следственной практики и пр. доказали достаточную эффективность в обеспечении обратной связи. Не последнее место отведено активизации и координации взаимодействия между службами судебных приставов и судебно-экспертными учреждениями. Это актуальные задачи, решение которых должно способствовать надлежащему исполнению судебных или иных актов судебных и иных органов. В таких условиях работникам правоохранительных органов и судебным экспертам жизненно необходимо оказывать взаимовыгодную криминалистическую помощь.
Со своей стороны можно утвердительно сказать, что криминалистическая помощь лицам, производящим предварительное следствие, оказывается экспертными учреждениями, и заключается она в обнаружении доказательств, объяснении механизма образования следов и повреждений, фиксации доказательств.
Формы совместной работы судебно-экспертной службы и правоохранительных органов, как правило, охватывают сразу несколько направлений, что является одним из показателей эффективности представленной системы взаимодействия. При надлежащем исполнении данная система полностью обеспечивает организационную, штатную, а, отчасти и финансовую гибкость экспертных структур разных ведомств, постоянную оперативную готовность и мобильность сил и средств, надежную управляемость и эффективность использования специальных знаний в уголовном судопроизводстве.
Целью совместной работы судебно-экспертной службы и правоохранительных органов, является совершенствование судебно-экспертной деятельности до уровня международных стандартов аккредитации, максимальное уменьшение и устранение недостатков, возникающих в процессе назначения и производства экспертиз, повышение качества проводимых судебных исследований, сведение к минимуму не решенных вопросов, увеличения объема знаний, приобретаемых в процессе повышения квалификационного уровня как экспертов, так и представителей правоохранительных органов.
Практика борьбы с преступностью показывает, что экспертные исследования прочно вошли в судопроизводство и имеют явную тенденцию к дальнейшему развитию. В целом итог совместной деятельности правоохранительных органов и судов с экспертами повысит качество судебных экспертиз и позволит вывести судебно-экспертную деятельность на новый уровень развития для успешного выхода экспертиз на международный уровень.
Алекешев А.И.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ И СУДАМИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ЭКСПЕРТИЗ
Ключевые слова: судебно-экспертная деятельность, государственная программа, методическая работа, консультационная работа.
Keywords: forensic activities, the state program, methodical work, consulting work.
Производство судебных экспертиз относится к основным средствам расследования преступлений, изобличения и привлечения к уголовной ответственности лиц, их совершивших и оправдания невиновных.
Изменения, которые произошли в экономической, социально-политической и правовых сферах нашего государства и которые повлекли за собой качественные и количественные изменения преступности, в частности, в активном проникновении профессиональной и организованной преступности в самые различные сферы социальной жизни, что представляет реальную опасность для поступательного развития страны, требует особого и повышенного внимания к вопросам качественного производства экспертиз (в два раза увеличилось количество зарегистрированных, общеуголовных преступлений, в том числе особо тяжких, совершенных в состоянии алкогольного и наркотического опьянения с 6192 в 2008 году до 13086 в 2012 году).
В свою очередь указанные изменения вызвали к жизни появление новых видов преступлений, использование преступниками изощренных способов совершения и сокрытия преступлений с применением самых современных технических средств и технологий, приспособленных для достижения преступных целей. Повысилась мобильность преступников, их техническая оснащенность и вооруженность. Усложнились задачи, которые приходится решать следователю, усложнились и экспертные задачи. Тревожное положение с качеством предварительного следствия настоятельно потребовало изыскания средств повышения его эффективности, детального анализа форм его организации, выявления преимуществ и недостатков каждой из них.
Не последнюю роль в работе правоохранительных органов играет судебно-экспертная деятельность, в задачи которой входит, в частности, использование на всех этапах борьбы с преступностью действенных методов и технических средств, соответствующих более высокому уровню развития науки, в целях выявления, раскрытия, и расследования преступлений.
Поскольку судебно-экспертная деятельность представляет собой один из основных способов реализации научно-технического потенциала общества в судебном производстве, системный анализ этой деятельности является актуальной задачей для поиска путей придания нового импульса укреплению государства.
В последнее время ЦСЭ МЮ РК предпринимаются попытки открытия путей интенсификации научных исследований в области методики, техники и технологии производства экспертиз различных видов и родов, детально исследуются справочная и консультационная деятельность сведущих лиц, прогнозируется возникновение института конкурирующей негосударственной экспертизы и др. Не следует забывать также, что на современном этапе развития нашего государства правоохранительные органы предъявляют к судебной экспертизе качественно новые требования. Сегодня судебно-следственные работники нуждаются в решении, прежде всего, нетрадиционных экспертных задач, в использовании современных достижений научно-технического прогресса при решении этих задач, в уменьшении сроков проведения экспертиз при сохранении их высокого научного уровня, объективности, доказательственной ценности. Отсюда следует, что совершенствование системы судебно-экспертных учреждений, повышение эффективности их деятельности - один из факторов, определяющих уровень борьбы с современной преступностью. К сожалению, как показывает зарубежный опыт, в Республике Казахстан на данный момент судебно-экспертной деятельностью занято категорически малое число экспертов, как государственных так и частных (к примеру, во Франции экспертной деятельностью занимаются около 17000 человек).
В настоящий период просто необходимо внедрение определенной концепции совместной, более тесной и плодотворной работы судебных экспертов и представителей правоохранительных органов. Одной из таких мер по решению данного вопроса является «http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1003833524 дальнейшей модернизации правоохранительной системы Республики Казахстан на 2014-2020 годы», утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 31 декабря 2013 года за № 720, основанием для которой стал http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1002707918 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 18 декабря 2012 года № 449. В Программе одним из целевых индикаторов является получение международной аккредитации 85% лабораторий органов судебной экспертизы к 2020 году, также предполагается консолидировать судебно-экспертные службы в одном ведомстве и усовершенствовать их деятельность до уровня международных стандартов аккредитации.
Общая цель состоит в разработке концепции и определении стратегии развития института судебной экспертизы в целом, его отдельных подсистем с тем, чтобы обеспечить, в частности, научное и организационно-тактическое содействие уголовному судопроизводству.
Прикладная цель заключается в разработке комплекса теоретических и практических рекомендаций по совершенствованию нормативно-правового регулирования и организации деятельности судебно-экспертных учреждений, а также взаимодействия их с правоохранительными органами.
8 июля 2014 года в г. Алматы состоялся Региональный семинар по теме «Справедливая судебная экспертиза», организованный Европейским союзом в рамках Инициативы верховенства права ЕС для Центральной Азии при содействии ЦСЭ МЮ РК. В семинаре участвовали представители стран Европы и СНГ. Подводя итоги семинара, можно констатировать, что для успешной интеграции зарубежного опыта и выхода казахстанских экспертиз на мировой уровень, необходимо иметь основные, идентичные требования, предъявляемые к правилам производства экспертиз (например, общие требования к правилам приема вещественных доказательств, использование методик исследования не только стран СНГ, но и Европейских стран, использование аналогичного оборудования). Выдвигается и обосновывается идея создания специализированных факультетов и институтов судебной экспертизы как учебного заведения высшего типа по подготовке судебных экспертов высшей квалификации по существующим специальностям и по новым, не охваченным направлениям судебно-экспертной деятельности.
Проблема взаимодействия правоохранительных органов и судов всегда привлекала внимание специалистов в области уголовного процесса, криминалистики, теории оперативно-розыскной деятельности. Различные аспекты такого взаимодействия, преимущественно следователя с органами дознания нашли свое отражение во многих научных публикациях, однако проблема взаимодействия следователя с судебными экспертами и специалистами разработана явно недостаточно. Между тем констатируется, что недостатком в организации расследования является слабая информированность следователей о возможностях и достижениях экспертизы, неумелое в ряде случаях осуществление взаимодействия. Понятие «взаимодействие» не является термином Уголовно-процессуального кодекса, но широко употребляется на практике и определяется как согласованная деятельность при расследовании преступлений.
Анализ литературных источников, а так же судебной, следственной и экспертной практики позволяет сделать вывод, что формы взаимодействия правоохранительных органов с судебно-экспертными учреждениями для достижения общей конечной цели должны основываться на единых принципах, важнейшими из которых являются законность, непрерывность, планирование, эффективность и комплексность. Кроме того, принятие формы (вида) взаимодействия должно опираться не только на правильность ее содержания, но и своевременность разработки, принятия и реализации (например, проведение совместных обучающих семинаров в равной степени как для экспертов разных видов исследований, так и для представителей правоохранительных органов).
Одной из важнейших задач взаимодействия правоохранительных органов с судебно-экспертными учреждениями является обеспечение качественной обратной связи, дающей возможность правоохранительным органам и государству в целом фактически оценить истинную роль судебной экспертизы в борьбе с преступностью и более адекватно реагировать на жизненные проблемы экспертных учреждений. Однако на практике этому уделяется недостаточное внимание. Несмотря на то, что даже такие традиционные совещания, межведомственные советы, обобщения следственной практики и пр. доказали достаточную эффективность в обеспечении обратной связи. Не последнее место отведено активизации и координации взаимодействия между службами судебных приставов и судебно-экспертными учреждениями. Это актуальные задачи, решение которых должно способствовать надлежащему исполнению судебных или иных актов судебных и иных органов. В таких условиях работникам правоохранительных органов и судебным экспертам жизненно необходимо оказывать взаимовыгодную криминалистическую помощь.
Со своей стороны можно утвердительно сказать, что криминалистическая помощь лицам, производящим предварительное следствие, оказывается экспертными учреждениями, и заключается она в обнаружении доказательств, объяснении механизма образования следов и повреждений, фиксации доказательств.
Формы совместной работы судебно-экспертной службы и правоохранительных органов, как правило, охватывают сразу несколько направлений, что является одним из показателей эффективности представленной системы взаимодействия. При надлежащем исполнении данная система полностью обеспечивает организационную, штатную, а, отчасти и финансовую гибкость экспертных структур разных ведомств, постоянную оперативную готовность и мобильность сил и средств, надежную управляемость и эффективность использования специальных знаний в уголовном судопроизводстве.
Целью совместной работы судебно-экспертной службы и правоохранительных органов, является совершенствование судебно-экспертной деятельности до уровня международных стандартов аккредитации, максимальное уменьшение и устранение недостатков, возникающих в процессе назначения и производства экспертиз, повышение качества проводимых судебных исследований, сведение к минимуму не решенных вопросов, увеличения объема знаний, приобретаемых в процессе повышения квалификационного уровня как экспертов, так и представителей правоохранительных органов.
Практика борьбы с преступностью показывает, что экспертные исследования прочно вошли в судопроизводство и имеют явную тенденцию к дальнейшему развитию. В целом итог совместной деятельности правоохранительных органов и судов с экспертами повысит качество судебных экспертиз и позволит вывести судебно-экспертную деятельность на новый уровень развития для успешного выхода экспертиз на международный уровень.