Аухадеев О.Н., Ветрова В.А.,
Пак Э.В., Алиева Д.Э.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ЛАКОКРАСОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ПОКРЫТИЙ, ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
Ключевые слова: криминалистическое исследование лакокрасочных материалов и покрытий, криминалистическое исследование горюче-смазочных материалов.
Keywords: forensic investigation of paints and coatings, forensic investigation of fuels and lubricants.
Повышение объемов производства автомобильной отрасли промышленности и уровня благосостояния населения, интенсивное развитие международных торговых отношений привело к увеличению на городских дорогах количества транспортных средств (ТС) различных типов и видов.
На улицах современного города курсируют легковые и грузовые ТС различных марок отечественного и зарубежного производства. Активное транспортное движение неизбежно сопровождается ростом числа дорожно-транспортных происшествий (ДТП), ежегодно уносящих сотни человеческих жизней и наносящих существенный материальный ущерб автовладельцам.
В расследовании дел, связанных с ДТП, следственно-судебные органы часто обращаются к судебной экспертизе (СЭ) как одному из действенных средств в установлении обстоятельств происшествия, поиске виновников происшествия и доказательствах вины конкретного лица, как правило, назначается криминалистическая экспертиза лакокрасочных материалов и покрытий (ЛКМ и ЛКП) горюче-смазочных материалов (ГСМ).
В судебно-экспертной деятельности криминалистические экспертизы ЛКП и ГСМ являются одними из хорошо изученных видов. Теоретические и методические основы данных видов экспертиз заложены еще на начальном этапе становления криминалистической науки. Между тем, и в настоящее время экспертам на практике приходиться сталкиваться с рядом проблем и спорных вопросов, для разрешения которых требуется тесное сотрудничество следственных органов с экспертной службой.
Микрочастицы и притертости ЛКП, следы ГСМ, обнаруженные на месте происшествия, одежде потерпевшего, другом автомобиле - наиболее распространенные вещественные доказательства при автотранспортных происшествиях. Их исследование во многих случаях позволяет получить исчерпывающую информацию об обстоятельствах наезда на пешехода, столкновении транспортных средств друг с другом или другими материальными препятствиями.
Эффективность экспертного исследования микрочастиц ЛКП и следов ГСМ во многом определяется правильностью их обнаружения, изъятия, грамотностью фиксации, упаковки и транспортировки на начальной стадии следственных действий. Важность этого вопроса неоднократно подчеркивалась экспертами в пособиях и методических рекомендациях при назначении СЭ следственными органами1. В ходе практической деятельности эксперты часто убеждаются в необходимости более тщательного и глубокого изучения этого вопроса в тесном взаимодействии с сотрудниками следственных органов.
___________________________________
1 Воробьева И.Б., Маланьина Н.И. Следы на месте преступления: Учеб. пособие. - Саратов: Изд-во Саратовской Высшей школы МВД РФ, 1996. - 117с; Экспертная криминалистическая идентификация. Теоретические основы. Методическое пособие для экспертов, следователей и судей. Вып. 1 / Под ред. В.Я. Колдина. - М.: Изд-во ВНИИСЭ, 1996. - 203 с.
Нередко при назначении экспертизы ЛКП эксперту представляются образцы ЛКП, изъятые следователем с подозреваемой автомашины, без указания конкретного участка и детали ТС. Между тем, хорошо известно, что при окрашивании автомобиля даже в заводских условиях различные его детали могут быть окрашены разными по составу красками. Автомобили же с длительным сроком эксплуатации и вовсе подвергаются неоднократному перекрашиванию различными красками. Таким образом, если представленный образец ЛКП изъят с одного участка ТС, а наезд был совершен другой его частью, результаты экспертизы будут свидетельствовать об отсутствии общей родовой (групповой) принадлежности между образцами ЛКП, что не соответствует действительности и может ввести следствие в заблуждение.
Такие же проблемы возникают при производстве экспертизы ГСМ, когда следствием представляются образцы ГСМ, изъятые лишь с одного участка или детали ТС, хотя автомобилисты часто используют различные масла для смазки разных деталей автомобиля. Тем самым, эксперту, исследующему одежду потерпевшего и подозреваемой машины, представляется неполный фактический материал, что приводит к ошибочному выводу и существенному снижению эффективности экспертного исследования.
Объекты-носители со следами ГСМ подлежат обязательной упаковке в полиэтиленовую пленку или иные не впитывающие материалы. На практике следствием не всегда и не в полной мере соблюдаются указанные требования - на исследование образцы ГСМ поступают в бумажных конвертах, что затрудняет проведение экспертного исследования и снижает его эффективность.
Поскольку ГСМ обладают свойством люминесценции под воздействием ультрафиолетового излучения, при осмотре места ДТП должны обязательно использоваться УФ-осветители. Использование приборов позволяет отличить ГСМ от других дорожных загрязнений (например, пятен бытового происхождения).
В следственных мероприятиях не всегда используется указанный УФ метод обнаружения следов ГСМ, в результате чего на экспертизу поступают образцы любых пятен, обнаруженных следователем на месте ДТП. Многочисленность представленных образцов затягивает сроки проведения исследования, затрудняет работу эксперта и снижает актуальность заключения в расследовании дела.
Вероятность обнаружения следов ГСМ и притертостей ЛКП на одежде погибших в результате ДТП практически сводится к нулю, если на экспертизу предметы одежды поступают в непригодном состоянии - после длительного или ненадлежащего хранения. Многочисленные образования плесени, обильные почвенные и пылевые загрязнения, разложившиеся вещества биологического происхождения (кровь, жировая ткань, мозговое вещество) препятствуют экспертному исследованию.
Часто на экспертизу ЛКП одежда потерпевшего поступает после судебно-медицинской экспертизы, что приводит к безвозвратной утрате возможно имеющихся микрочастиц ЛКП, оставленных автомобилем в результате наезда. Также на осмотр поступают ТС - участники ДТП после длительного периода времени, прошедшего с момента ДТП. За это время автомобили, находившиеся на открытой стоянке, подвергаются влиянию факторов окружающей среды (дождь, снег), что также приводит к уносу микрочастиц ЛКП.
Указанные факты и случаи из экспертной практики свидетельствуют о необходимости активной методической работы с работниками судебно-следственных органов:
- проведение специальных мероприятий, семинаров и лекций;
- разработка пособий, рекомендаций, памяток, посвященных подготовке материалов для проведения СЭ ЛКП и ГСМ.
В настоящее время для существующих разновидностей отечественных автомобильных красок, смазочных материалов разработаны схемы анализа, эффективность которых проверена многолетней экспертной практикой.
Однако современный авторынок насыщен лакокрасочной продукцией и ГСМ не только отечественного, но и зарубежного производства. Регулярно появляются различные марки автоэмалей, грунтовок и шпатлевок, которые используются как в заводских, так и кустарных условиях. Отсутствие единых требований к стандартам качества и химическому составу автомобильных красок затрудняет проведение экспертного исследования при решении идентификационных задач. В связи с этим перед экспертами-химиками стоит задача создания актуальной базы данных ЛКМ и ЛКП, ГСМ новых марок ТС.
Для этой цели требуется разработка новых криминалистических методик экспертного исследования следовых количеств ЛКП и ГСМ с привлечением современных научно-технических средств. В частности, по-прежнему актуальными являются недеструктивные методы исследования (методы электронной микроскопии, УФ-спектроскопии, компьютерные методы моделирования и визуализации цвета), позволяющие получить важную информацию без разрушения представленного образца.
Создание централизованной базы данных, содержащей информацию о признаках лакокрасочных покрытий ТС, позволяет обеспечить полное и точное решение поставленных перед экспертом криминалистических задач, в том числе, волнующего следствие вопроса о факте контактного взаимодействия (ФКВ) конкретного ТС с одеждой потерпевшего или другим ТС.
Таким образом, решение вышеизложенных проблем по экспертизе ЛКП и ГСМ является актуальным и заключается в разработке новых методик экспертного исследования современных видов ЛКМ и ГСМ с использованием приборной базы, соответствующей новейшим научно-техническим достижениям.