Перейти к содержимому


Фотография

ВОПРОСЫ ГАРМОНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО СОЮЗА


  • Закрытая тема Тема закрыта
В этой теме нет ответов

#1 admin

admin

    Администратор

  • Администраторы
  • 2 730 сообщений
  • ГородМосква

Отправлено 06 октября 2016 - 08:07

Вареникова С.П.

 

ВОПРОСЫ ГАРМОНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО СОЮЗА

 

Ключевые слова: судебно-экспертная деятельность, органы судебной экспертизы, судебный эксперт, специальные знания судебного эксперта, судебная экспертиза.

Keywords: forensic activities, the judicial examination, forensic expert, forensic expertise, forensics

 

Интеграция государств-членов Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС) в целях международного сотрудничества в сфере судебно-экспертной деятельности осуществляется в настоящее время на основе двусторонних договоров министерств юстиции о правовой помощи. 30 июня 2006 года в Минске (Республика Беларусь) Министерствами юстиции государств - членов ЕврАзЭС было заключено http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1004032606 «О сотрудничестве в области судебно-экспертной деятельности в рамках Евразийского экономического сообщества». На заседаниях Совета министров юстиции государств-членов ЕврАзЭС в 2012-2013 гг. рассматривались вопросы о разработке проекта законодательного акта (модельного закона) о судебно-экспертной деятельности, принятие которого диктуется актуальной необходимостью гармонизации национальных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в процессе судебно-экспертной деятельности.

Немаловажным является то обстоятельство, что во времена бывшего СССР формирование законодательства каждой республики происходило на основе законодательства Союза ССР и союзных республик, послужившего в определенной степени общей концепцией для создания в дальнейшем национальных законов суверенных государств. Тем не менее, проведенное нами сравнительно-правовое исследование национальных уголовно-процессуальных законов государств - членов Содружества Независимых Государств позволило выявить принципиальные различия в правовых положениях, регламентирующих вопросы назначения и производства судебных экспертиз1. В этой связи необходимость гармонизации законодательства о судебно-экспертной деятельности государств-членов ЕврАзЭС обусловливает целесообразность проведения сравнительно-правовых исследований национальных законов и положений Типового проекта законодательного акта (Модельного закона) «О судебно-экспертной деятельности» (Приложения к постановлению Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС от 11.04.13 № 15-6).

Модельный закон «О судебно-экспертной деятельности» определяет правовую основу, принципы судебно-экспертной деятельности и порядок её осуществления в судопроизводстве государств-членов ЕврАзЭС. Как указано в ст. 3 Модельного закона, правовой основой судебно-экспертной деятельности являются Модельный закон о судебно-экспертной деятельности,http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1000000012 страны, законодательство о судебно-экспертной деятельности страны, Процессуальные кодексы, законодательство в сфере охраны здоровья, другие законы, а также нормативные правовые акты органов исполнительной власти, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы2.

Аналогично в ст. 7 Модельного закона «О судебно-экспертной деятельности» раскрывается содержание принципа соблюдения законности при осуществлении судебно-экспертной деятельности как условий «точного исполнения требований Модельного закона о судебно-экспертной деятельности, Конституции страны, законодательства о судебно-экспертной деятельности страны, Процессуальных кодексов, законодательства

О здравоохранении, других законов, а также нормативных правовых акты органов исполнительной власти, регулирующих организацию и производство судебной экспертизы».

Следует заметить, что Модельный закон служит законодательным актом только лишь рекомендательного характера, содержащим типовые правовые нормы для унификации национальных законов в сфере судебно-экспертной деятельности, поэтому он не может быть выше Конституции страны в иерархии нормативных актов, составляющих правовую основу судебно-экспертной деятельности каждого государства, а также содержание принципа законности при ее осуществлении.

Сравнительно-правовой анализ положений Модельного закона «О судебно-экспертной деятельности» и http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1001297662 Республики Казахстан «О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан» позволил выявить следующие принципиальные различия, пробелы и коллизии.

В Законе РК «О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан» от 20.01.2010 года (с изменениями и дополнениями)3 отсутствует такой термин и его определение как аккредитация судебно-экспертных организаций, под которой в Модельном законе понимается официальное признание компетентности юридического лица (или его отдельных структурных подразделений) в сфере судебно-экспертной деятельности в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти. Судебно-экспертные организации, компетентность которых в сфере судебно-экспертной деятельности должна подтверждаться добровольной аккредитацией, согласно ст. 12 Модельного закона могут быть государственными и негосударственными.

___________________________________

1 Вареникова С.П. Рецепция положений модельного Уголовно-процессуального кодекса в национальных законах. Вестник права Республики Казахстан «ЗАНГЕР». - Алматы, 2008. № 12 (89). С. 85-89.

2 ipaeurasec.org/docs?data=docs_6_19.

3 http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z100000240.

 

Органами судебной экспертизы в соответствии со http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1001513620 Закона РК «О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан» являются только государственные юридические лица, к которым относятся:

1) органы судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан;

2) органы судебной экспертизы уполномоченного органа в области здравоохранения, в том числе специализированные психиатрические и наркологические организации местных органов государственного управления здравоохранения, к функциям которых отнесено производство судебно-психиатрических, судебно-наркологических экспертиз.

Вместе с тем, несмотря на отсутствие прямого указания в Законе, в настоящее время в Казахстане наряду с государственными органами судебной экспертизы функционируют отдельные негосударственные учреждения, например, «Ассоциация независимых экспертов «Zdrav Expert», учреждение «Независимая экспертиза» и другие, осуществляющие производство как судебных, так и несудебных экспертиз, а также специализированных исследований.

Возможность назначения судебных экспертиз органами следствия и суда сотрудникам такого негосударственного учреждения предусматривается http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1001297645 Закона, где говорится, что производство судебной экспертизы может быть поручено:

1) сотрудникам органов судебной экспертизы;

2) физическим лицам, осуществляющим судебно-экспертную деятельность на основании лицензии;

3) в разовом порядке иным лицам в случаях, предусмотренных Законом.

Таким образом, принципиальным различием положений Модельного закона и http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1001297662 РК «О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан» является отсутствие в Казахстане негосударственных судебно-экспертных организаций, для которых в соответствии с Уставами и иными регистрационными документами судебно-экспертная деятельность является основной.

Кроме того, в отличие от положений Закона РК, предусматривающих поручение судебной экспертизы указанным выше трем категориям физических лиц, в ст. 13 Модельного закона закреплена возможность поручения судебной экспертизы только двум категориям судебных экспертов: государственным и негосударственным, которые должны соответствовать требованиям, установленным ст. 14 Модельного закона. Негосударственным судебным экспертом является работник негосударственной судебно-экспертной организации, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей, а также другое физическое лицо, которое не является работником судебно-экспертной организации и которому поручено производство судебной экспертизы органом или лицом, ее назначившим. Государственные и негосударственные судебные эксперты проходят сертификацию компетентности, подтверждаемую выдачей сертификата компетентности судебного эксперта.

Законом РК предусматривается иной порядок определения уровня профессиональной подготовки - аттестация судебных экспертов, являющихся сотрудниками органов судебной экспертизы, а также физических лиц, осуществляющих судебно-экспертную деятельность на основании лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью (http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1001452882 Закона РК). При этом указанные лица должны обладать квалификацией судебного эксперта, подтверждаемой квалификационным свидетельством на право производства определенного вида судебной экспертизы (ст. 14 Закона РК).

Профессиональными требованиями, предъявляемыми к судебному эксперту, согласно ст. 14 Модельного закона, является наличие специальных знаний, высшего профессионального образования и прохождения последующей подготовки по конкретной экспертной специальности. При этом под специальными знаниями, дефиниция которых приведена в Модельном законе, понимается система знаний и практических навыков в области конкретной науки, техники, искусства или ремесла, приобретаемые путем специальной подготовки и (или) профессионального опыта.

Законом РК в http://online.zakon.kz/Document/?link_id=1001297645 указываются такие профессиональные требования к судебному эксперту как наличие высшего образования и специальных научных знаний, которые определяются в ст. 1 как область специальных знаний, содержание которой составляют научные знания, реализованные в методиках судебно-экспертных исследований.

Сопоставление профессиональных требований к судебному эксперту в сравниваемых законах показывает наряду с обязательным наличием высшего образования, различие в объеме и характере специальных знаний эксперта. В Модельном законе под специальными знаниями понимается система знаний и практических навыков в области конкретной науки, техники, искусства или ремесла, приобретаемых путем специальной подготовки и (или) профессионального опыта. Лицо, обладающее специальными знаниями, затем проходит подготовку по конкретной экспертной специальности и последующую сертификацию для подтверждения своей компетентности.

В Законе РК, хотя и указывается узкий характер специальных научных знаний эксперта как знание методик судебно-экспертных исследований, однако не раскрыт порядок приобретения экспертом таких знаний, а также упускается то обстоятельство, что для применения методик при производстве экспертизы необходимы не только научные знания, но и практические навыки.

Эти разногласия нашли свое отражение и в определении понятия судебной экспертизы:

- в ст. 1 Модельного закона судебная экспертиза определяется как процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу;

- в ст. 1 Закона РК под судебной экспертизой понимается исследование материалов уголовного, гражданского дела или дела об административном правонарушении, проводимое на основе специальных научных знаний в целях установления обстоятельств, имеющих значение для его разрешения.

Обобщая вышеизложенное, можно констатировать наличие в настоящее время различных коллизий в нормах Типового проекта законодательного акта (Модельного закона) «О судебно-экспертной деятельности» и Закона Республики Казахстан «О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан». Разрешение не только выявленных проблемных вопросов, но и тщательное исследование остальных положений сравниваемых нормативных правовых актов будет способствовать гармонизации законодательства в сфере судебно-экспертной деятельности государств-членов ЕврАзЭС.


 А д м и н и с т р а т о р

 e-mail: 111@fse.ms

 tel: 8(800)555-0-453 (Для регионов)

 tel: 8(495) 666-5-666 (Для Москвы и МО) 

 Wiber: +7(926)04080436 

 WhatsApp: +7(926)04080436

 

 Наш портал: http://sud-expertiza.ru

 Промо-сайт http://fse.ms

 

 



Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Бесплатные консультации судебных экспертов. Консультации экспертов и оценщиков круглосуточно. Мы работаем без праздников, выходных и без перерывов на обед. Работаем по субботам и по воскресеньям. Принимаем заявки на экспертные услуги в ночное время.