Перейти к содержимому


Фотография

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ СУДЕБНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОРПОРАТИВНОГО ПОДОХОДНОГО НАЛОГА (КПН) В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

налоговая экспертиза бухгалтерская экспертиза экономическая экспертиза

  • Закрытая тема Тема закрыта
В этой теме нет ответов

#1 admin

admin

    Администратор

  • Администраторы
  • 2 730 сообщений
  • ГородМосква

Отправлено 06 октября 2016 - 08:00

Габдульминов Д.С.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ СУДЕБНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОРПОРАТИВНОГО ПОДОХОДНОГО

НАЛОГА (КПН) В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником финансирования деятельности государства и содержания его аппарата. Используя налоговые рычаги, государство в состоянии активно воздействовать на экономические процессы происходящие в стране, подталкивая их развитие в направлениях, выгодных обществу.

Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Система управления налогами, в том числе с применением современных технических средств, представляет собой комплекс методически и организационно взаимосвязанных мер по обеспечению силами налоговой администрации в соответствии с программными целями и задачами налоговой реформы как эффективного функционирования налоговой системы в целом, так и скоординированных действий ее отдельных составляющих. А именно по оптимизации структуры налогов, совершенствованию механизма их взимания, организации и проверке достоверности налогового учета и отчетности, контролю за правильностью исчисления налогов, своевременностью и полнотой их уплаты, соблюдением установленных, законодательством прав и обязанностей налоговых органов, с одной стороны, и налогоплательщиков с целью защиты их интересов, с другой гармонизации налоговых отношений всех участников процесса налогообложения, распределению налоговых поступлений между бюджетами государственного управления разных уровней, сбору и анализу получаемых результатов, составлению на его основе предложений по совершенствованию налоговой системы вообще и системы управления налогами, в частности.

Формируется также налоговая структура система специализированных налоговых органов, наделенных мощными властными полномочиями особенно в части налогового контроля. Главной задачей налоговых органов является обеспечение полного и своевременного поступления налоговых платежей в бюджет, а также выполнения других финансовых обязательств перед государством в размерах и сроки, установленные налоговым законодательством.

В числе мер, призванных обеспечить надлежащие выполнение налоговых обязательств, важная роль принадлежит юридической ответственности, установленной за нарушение налогового законодательства. Это ответственность носит довольно разнообразный характер, финансово правовой, административный и уголовный, порождая соответствующие виды налоговых правонарушений.

Укрепление рыночных отношений в экономике Казахстана вызвало значительное увеличение количества экономических споров разрешаемых судом, а также экономических и налоговых преступлений. Борьба с экономическими правонарушениями сегодня приобрела характер чрезвычайно актуальной проблемы. Преступления в сфере экономической деятельности являются одной из серьезнейших угроз государству, ведущей к дестабилизации всей экономики. Приоритетным направлением правоохранительной деятельности по предупреждению, профилактике и раскрытию экономических преступлений выступает судебно-экономическая экспертиза.

Судебная экономическая экспертиза - это сложное финансово-экономическое исследование спорных ситуаций в хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Целями судебно-экономической экспертизы является исследование действительного финансового положения предприятия, выявление ошибок или намеренного подлога документации, установление нарушений при ведении бухгалтерского учета, а также предупреждение правонарушений в хозяйственной деятельности организаций.

На сегодняшний день в Центре судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан (далее - ЦСЭ) производятся судебно-экономические экспертизы по следующим видам исследования:

- судебно-экономическое исследование хозяйственных операций;

- судебно-экономическое бухгалтерское исследование;

- судебно-экономическое финансово-кредитное исследование;

- судебно-экономическое финансово-бюджетное исследование.

При назначении судебно-экономической экспертизы по налоговым преступлениям экспертами ЦСЭ проводится судебно-экономическое финансово-бюджетное исследование. Судебно-экономическое финансово-бюджетное исследование обычно назначается в целях подтверждения выводов акта налоговой проверки, проводимых органами налоговой службы, и в довольно большом количестве случаев их полностью либо частично опровергает. Это происходит из-за различных методов проведения исследования. Эксперт проводит исследование методом документального контроля на основании данных бухгалтерского учета, тогда как налоговый инспектор при отсутствии первичных документов может использовать косвенный метод, основывая свой акт на декларациях и данных аналитического отчета «Пирамида по поставщикам и покупателям». Это приводит к возникновению лишних вопросов к эксперту, а зачастую даже к обвинению эксперта в некомпетентности и необъективности проведенного исследования.

Налоговое преступление по КПН одного участника рынка может повлечь к ответственности их контрагентов, и, наоборот, за нарушения, совершенные их контрагентами, признанными впоследствии лжепредприятиями, к ответственности привлекаются «добросовестные предприниматели». В результате одно отдельно взятое лжепредприятие тянет за собой в налоговую петлю всех своих контрагентов. В отношении последних суммы взаиморасчетов исключаются из сумм вычетов по КПН и сумм зачета по НДС. Так как все счета-фактуры лжепредприятия после соответствующего решения суда считаются фиктивными, а обязательства провинившегося перед бюджетом неисполненными.

КПН является важной статьей доходной части бюджета. Это основной инструмент налогового регулирования, поскольку конечной целью любой предпринимательской деятельности является получение чистой прибыли, то есть совокупного общественного продукта за минусом всех вычетов и налогов в бюджет. Регулирующие начала, заложенные в КПН, заключаются в возможности манипулирования различного рода льготами, скидками, и санкциями к налогоплательщикам для достижения социального и экономического эффекта.

Большая часть юридических лиц занимается традиционными видами деятельности, который приносит стабильный доход. Однако высокие ставки налога на прибыль, не дают компаниям возможностей для их дальнейшего развития. Да и нужно ли им это развитие? К сожалению, выбирая между сиюминутным доходом и огромной прибылью в будущем, они отдают предпочтение первому варианту. Таким образом, можно сделать вывод: КПН является одним из самых противоречивых налогов. Государству он приносит огромный доход, в то время как на предприятия он ложится тяжелым бременем. В связи со сложившейся ситуацией государству необходимо создать условия для нормального функционирования предприятий, так чтобы влияние КПН на его финансово-хозяйственную деятельность было минимальным.

В условиях рыночной экономики следствие и суд нуждаются в том, чтобы выяснить фактические обстоятельства предпринимательской деятельности, которые позволили бы всесторонне, полно и объективно осветить деятельность обвиняемого или подозреваемого, подсудимого лица. Это необходимо, чтобы, руководствуясь нормами уголовного права, правильно квалифицировать эту деятельность. Например, следствие и суд интересует, какие доходы от предпринимательской деятельности получены за период, когда этой деятельностью руководило обвиняемое лицо, как под влиянием подследственного или подсудимого лица использовались эти доходы, все ли доходы использовались для осуществления предпринимательской деятельности, выполнения обязательств перед партнерами и государством, какой ущерб и каким способом причинен обвиняемым лицом собственникам и государству.

Также на исследование экспертам часто назначаются экспертизы по определению правильности исчисления и полноты уплаты КПН. Плательщиками КПН являются юридические лица-резиденты Республики Казахстан, применяющие общеустановленный порядок, юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение или получающие доходы из источников в Республике Казахстан. Объектом КПН является налогооблагаемый доход, доход, облагаемый у источника выплаты, чистый доход юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение. Налогооблагаемый доход определяется как разница между скорректированным совокупным годовым доходом и предусмотренными Налоговым кодексом вычетами, с учетом корректировок налогооблагаемого дохода. Совокупный годовой доход юридического лица-резидента состоит из всех видов доходов, подлежащих получению (полученных) им в Республике Казахстан и за ее пределами в течение налогового периода. Основные пункты дохода - это доход от реализации товаров (работ, услуг), доход от сдачи в аренду имущества, доход от прироста стоимости активов, доход от списания обязательств, безвозмездно полученное имущество, дивиденды, вознаграждения, превышение суммы положительной курсовой разницы над суммой отрицательной курсовой разницы, выигрыши и другие виды доходов. Экспертное исследование направлено на установление задолженности юридического лица перед бюджетом по КПН.

На разрешение экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:

- определить сумму КПН, подлежащего уплате в бюджет юридическим лицом;

- определить сумму КПН, подлежащего доначислению юридическому лицу;

- определить сумму задолженности по КПН юридического лица перед бюджетом.

По оценкам специалистов, до 70 процентов доходов, полученных незаконным путем, вкладывается в различные формы предпринимательской деятельности, увеличивая тем самым объемы теневого и криминального предпринимательства. Неконтролируемая экономическая деятельность приобретает заметное политическое влияние, постепенно становясь фактором, препятствующим эффективному осуществлению функций государства по обеспечению законности в хозяйственной и финансовой сферах. Теневая экономика не только не пополняет бюджет, но и подрывает экономику легальную, которая не может конкурировать с теневой, оставаясь в правовом поле. Многие стороны государственной действительности приобрели гипертрофированный характер. В частности, государственный аппарат из инструмента правового регулирования экономики трансформировался в орудие ее бюрократического удушения. Таким образом, легальный сектор экономики, образующий налогооблагаемую базу, постепенно сужается. Это усугубляет бюджетный кризис и не позволяет реально облегчить налоговое бремя. Как видим, финансовые нарушения тормозят развитие производства, отвлекают инвестиционный капитал, повышают уровень инфляции, лишают бюджет значительной части доходов, обостряют все существующие экономические проблемы и таким образом становится фактором мощного противодействия. Поэтому эта проблема должна рассматриваться в качестве одного из важнейших направлений деятельности всех контролирующих и правоохранительных органов.

Именно существование «черного нала» породило такие нарушения, как занятие предпринимательской деятельностью без регистрации и уплаты налогов, торговлю некачественными товарами, импорт потребительских товаров без уплаты таможенных пошлин, незаконное производство и оборот алкогольной продукции и др. Теневая часть производства налогами не облагается, расчеты за нее осуществляются наличными деньгами.

В условиях формирования рыночных отношений основные налогоплательщики - негосударственные капиталы, являясь лишь частью общества, оказывают решающее влияние на принятие решений государством в свою пользу без учета интересов всего общества.

Таким образом, в условиях развития рыночных отношений одной из главных задач экономической реформы является формирование эффективного налогового механизма как одного из инструментов рыночной экономики, который позволяет решать как проблему увеличения доходов бюджетов различных уровней, так и содействует поступательному развитию отдельных хозяйствующих субъектов и всей экономики в целом. Налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

Актуальность выбранной тематики заключается в значимости КПН в масштабе государственных финансов и государственного регулирования экономики. Корпоративный подоходный налог - самый весомый и основной налог в налоговой системе Республики Казахстан. Теперь, в условиях разработки новой системы регулирования налогов (после реорганизации правительства) рассмотрение механизма функционирования корпоративного подоходного налога очень актуальна и необходима.


 А д м и н и с т р а т о р

 e-mail: 111@fse.ms

 tel: 8(800)555-0-453 (Для регионов)

 tel: 8(495) 666-5-666 (Для Москвы и МО) 

 Wiber: +7(926)04080436 

 WhatsApp: +7(926)04080436

 

 Наш портал: http://sud-expertiza.ru

 Промо-сайт http://fse.ms

 

 




Темы с аналогичным тегами налоговая экспертиза, бухгалтерская экспертиза, экономическая экспертиза

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Бесплатные консультации судебных экспертов. Консультации экспертов и оценщиков круглосуточно. Мы работаем без праздников, выходных и без перерывов на обед. Работаем по субботам и по воскресеньям. Принимаем заявки на экспертные услуги в ночное время.