Перейти к содержимому


Фотография

Экспертиза при государственных закупках


  • Закрытая тема Тема закрыта
В этой теме нет ответов

#1 admin

admin

    Администратор

  • Администраторы
  • 2 730 сообщений
  • ГородМосква

Отправлено 06 октября 2016 - 07:51

Дараган В.В.

 

О НЕОБХОДИМОСТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ

ЭКСПЕРТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДОКУМЕНТОВ, КАСАЮЩИХСЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В УКРАИНЕ

 

Ключевые слова: государственные закупки, судебная экспертиза, судебно-экономическая экспертиза, эксперт, преступление, расследование.

Keywords: public procurement forensics, forensic economic expert, judge, crime investigation.

 

Одним из мощнейших инструментов государственного регулирования экономики и выполнения социальных задач является система государственных закупок. От налаженного механизма государственных закупок зависит деятельность почти всех государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Криминализация указанной сферы угрожает не только её экономической безопасности, а и экономической безопасности государства в целом.

Трудности выявления и расследование преступлений в сфере государственных закупок состоят в том, что значительное количество следов, которые указывают на их совершение недоступна непосредственному восприятию. Оказать такие следы, установить их принадлежности именно этому вида преступной деятельности, оказать и зафиксировать доказательную информацию невозможно без применения специальных знаний.

Преступления в сфере государственных закупок характеризуются значительным количеством способов их совершение, в первую очередь это обусловлено большим разнообразием общественных отношений, которые охватывает сфера государственных закупок. Во время выявления и расследование преступлений в сфере государственных закупок перед органами досудебного расследования возникают задачи, решение которых требует широкого применения специальных знаний в разных областях, в частности бухгалтерского учета, товароведения, метрологии и стандартизации, строительства, криминалистики, а также знания присущие отдельным областям хозяйствования.

Одним из наиболее эффективных способов решения указанных задач является привлечение к процессу расследования разного рода экспертов, а также проведение разного рода судебных экспертиз.

Как уже отмечалось, решение задач поставленных перед органами досудебного следствия при расследовании преступлений в сфере государственных закупок требует широкого применения специальных знаний в разных областях, однако на сегодняшний день имеются направления требующие разработки новых методик проведения судебных экспертиз.

В Украине, при проведении судебно-экономических экспертиз, эксперты используют алгоритмы, предусмотренные аттестованными методиками, включенными в Реестр методик проведения судебных экспертиз, также используются источники информации, не подлежащие аттестации и являются обязательными для применения на территории Украины, в частности: нормативно-правовые акты и нормативные документы (международные, национальные и отраслевые стандарты, технические условия, правила, нормы, положения, инструкции, рекомендации, перечни, установочные документы Госпотребстандарта Украины), а также действующие республиканские стандарты бывшей УССР и государственные классификаторы, отраслевые стандарты и технические условия бывшего СССР1.

В случае необходимости при проведении экспертиз также могут использоваться научно-техническая и справочная литература, перечень которой утверждается приказом Министерства юстиции Украины и не является исчерпывающим, информационные базы данных из сети Интернет, а также программные продукты, рекомендованные для использования в экспертной практике решением Координационного совета по проблемам судебной экспертизы при Министерстве юстиции Украины.

На сегодняшний день в Реестре методик проведения судебных экспертиз, зарегистрировано более 70 методик по экономическим экспертизам, при этом во время проведения экспертизы в рамках у головного производства по делам, связанным с преступлениями в сфере государственных закупок, экспертами используются следующие по экономическим экспертизам: Методы, способы и приемы, которые используются при проведении судебно-экономических экспертиз; Методика исследования судебно-экономической экспертизой вопросов нецелевого использования бюджетных средств; Методика решения судебно-экономической экспертизой вопросов причинение материального ущерба; Методика экспертного исследования использования бюджетных средств на закупку товаров, работ и услуг2.

___________________________________

1 Порядок ведения Реестру методик проведения судових експертиз: наказ Міністерства юстиції України від 2 жовтня 2008 p. № 1666/5 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakonl.rada.gov.ua/laws/show/z0924-08. - Дата доступа: 04.09.2014.

2 Реестр методик проведения судових експертиз [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rmpse.minjust.gov.ua/page/l. - Дата доступа: 04.09.2014.

 

При этом, следует отметить, что указанные методики разработаны на основании нормативных актов, действующих на момент их создания, и по своему содержанию иногда не соответствуют новым задачам, которые ставятся на разрешение эксперта. Если по первым трем методикам, при проведении экспертных исследование вопросов практически не возникает, то методикой экспертного исследования использования бюджетных средств на закупку товаров, работ и услуг воспользоваться вообще не возможно, так как указанная методика была разработана и принята еще в 2005 году, а с того время нормативно-правовая база осуществления государственных закупок в Украине значительно изменилась.

Так, до 2008 года сфера государственных закупок регулировалась положениями Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» от 22 февраля 2000 № 1490-III. 20 марта 2008 Верховный Совет Украины принял Закон Украины «О признании утратившим силу Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» № 150-V, в соответствии с которым потерял силу вышеуказанный закон.

Как следствие, 28 марта 2008 года было принято постановление Кабинета Министров Украины «Об осуществлении закупок товаров, работ и услуг за государственные средства» № 274, которое, в свою очередь, утратило силу согласно решению Конституционного суда Украины «Об утрате силы постановления, как такого, что не соответствует Конституции Украины (неконституционным)» № 22-рп / 2008 от 9 октября 2008 года.

После этого было принято постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Положения о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» № 921 от 17 октября 2008 года. С момента введения в действие указанного Постановления в него вносились 25 изменений и дополнений, то есть изменения происходили чаще одного раза в месяц. После отмены выше указанного постановления, государственные закупки в Украине осуществлялись в соответствии с Законом Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 № 2289-VI. За время действие указанного закона в него были внесены 33 изменения.

На сегодняшний день, государственные закупки в Украине осуществляются в соответствии с требованиями Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 10 апреля 2014 № 1197-VII, в который также уже было внесено два изменения.

Также возникают вопросы относительно положений указанной методики, в ней предусмотрено, что эксперту-экономисту при решении вопросов относительно нормативного обоснования использования государственных средств при закупке товаров, работ и услуг в пределах его компетенции необходимо исследовать соответствие предоставленной тендерной документации, которая готовится заказчиком, требованиям законодательства, документальную обоснованность соответствии тендерного предложения конкретному предмету закупки, экономическую целесообразность определения победителя и законодательные основания для отклонения других тендерных предложений. То есть, в пределах судебно-экономической экспертизы определен алгоритм проведения исследования по соблюдению предприятиями, учреждениями и организациями требований законодательства, регламентирующего проведение закупки товаров (работ и услуг). В то же время в Научно-методических рекомендациях по вопросам подготовки и назначения судебных экспертиз и экспертных исследований отмечено, что «... решение вопросов относительно соблюдения комитетами конкурсных торгов требований законодательства, регламентирующего проведение закупки товаров (работ и услуг) за бюджетные денежные средства, не относится к задачам экономической экспертизы ... »1.

_____________________________________

1 Савченко I. О. Актуальні аспекти змінення методик проведения судових експертиз / I.О. Савченко// Теорія та практика судової експертизи і криміналістики [Текст] : зб. наук. пр. / Харк. НДІ суд. експертиз ім. М. С. Бокаріуса, Нац. ун-т «Юрид. акад. України ім. Ярослава Мудрого»; [редкол.: М.Л. Цимбал, В.Ю. Шепітько (співголови) та ін.]. - Харків: Право. Вип. 13. - 2013. - С .443-451.

 

Также, по нашему мнению, в названии методики вместо понятия «бюджетные средства», следует использовать понятие «государственные средства» это позволит охватить в себе не только средства бюджетного фонда, но и средства государственных предприятий которые используют собственное финансирование.

Исходя из этого «Методика экспертного исследования использования бюджетных средств на закупку товаров, работ и услуг» требует существенной доработки.

Как заявила старший научный сотрудник Днепропетровского научно-исследовательского института судебных экспертиз Наталья Семенова, во время выступления на семинаре, посвященном особенностям проведения и назначения судебно-экономической экспертизы, который проходил 6 декабря 2013 года на территории Днепропетровского государственного университета внутренних дел, на сегодняшний день в институтах судебных экспертиз Украины отсутствуют методики по экономическим экспертизам, касающиеся вопросов исследования документов по использованию государственных средств во время проведения государственных закупок. При этом она сообщила, что данное направление экспертной деятельности, на сегодняшний день является одним из наиболее востребованных со стороны правоохранительных органов.

Исходя из указанного, возникает необходимость усовершенствования методики проведения экспертного исследования документов, касающихся использования государственных средств во время проведения государственных закупок, путем разработки и принятия новых методик, либо внесения изменений в зарегистрированные методики.

Дараган В.В.

 

О НЕОБХОДИМОСТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ

ЭКСПЕРТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДОКУМЕНТОВ, КАСАЮЩИХСЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В УКРАИНЕ

 

Ключевые слова: государственные закупки, судебная экспертиза, судебно-экономическая экспертиза, эксперт, преступление, расследование.

Keywords: public procurement forensics, forensic economic expert, judge, crime investigation.

 

Одним из мощнейших инструментов государственного регулирования экономики и выполнения социальных задач является система государственных закупок. От налаженного механизма государственных закупок зависит деятельность почти всех государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Криминализация указанной сферы угрожает не только её экономической безопасности, а и экономической безопасности государства в целом.

Трудности выявления и расследование преступлений в сфере государственных закупок состоят в том, что значительное количество следов, которые указывают на их совершение недоступна непосредственному восприятию. Оказать такие следы, установить их принадлежности именно этому вида преступной деятельности, оказать и зафиксировать доказательную информацию невозможно без применения специальных знаний.

Преступления в сфере государственных закупок характеризуются значительным количеством способов их совершение, в первую очередь это обусловлено большим разнообразием общественных отношений, которые охватывает сфера государственных закупок. Во время выявления и расследование преступлений в сфере государственных закупок перед органами досудебного расследования возникают задачи, решение которых требует широкого применения специальных знаний в разных областях, в частности бухгалтерского учета, товароведения, метрологии и стандартизации, строительства, криминалистики, а также знания присущие отдельным областям хозяйствования.

Одним из наиболее эффективных способов решения указанных задач является привлечение к процессу расследования разного рода экспертов, а также проведение разного рода судебных экспертиз.

Как уже отмечалось, решение задач поставленных перед органами досудебного следствия при расследовании преступлений в сфере государственных закупок требует широкого применения специальных знаний в разных областях, однако на сегодняшний день имеются направления требующие разработки новых методик проведения судебных экспертиз.

В Украине, при проведении судебно-экономических экспертиз, эксперты используют алгоритмы, предусмотренные аттестованными методиками, включенными в Реестр методик проведения судебных экспертиз, также используются источники информации, не подлежащие аттестации и являются обязательными для применения на территории Украины, в частности: нормативно-правовые акты и нормативные документы (международные, национальные и отраслевые стандарты, технические условия, правила, нормы, положения, инструкции, рекомендации, перечни, установочные документы Госпотребстандарта Украины), а также действующие республиканские стандарты бывшей УССР и государственные классификаторы, отраслевые стандарты и технические условия бывшего СССР1.

В случае необходимости при проведении экспертиз также могут использоваться научно-техническая и справочная литература, перечень которой утверждается приказом Министерства юстиции Украины и не является исчерпывающим, информационные базы данных из сети Интернет, а также программные продукты, рекомендованные для использования в экспертной практике решением Координационного совета по проблемам судебной экспертизы при Министерстве юстиции Украины.

На сегодняшний день в Реестре методик проведения судебных экспертиз, зарегистрировано более 70 методик по экономическим экспертизам, при этом во время проведения экспертизы в рамках у головного производства по делам, связанным с преступлениями в сфере государственных закупок, экспертами используются следующие по экономическим экспертизам: Методы, способы и приемы, которые используются при проведении судебно-экономических экспертиз; Методика исследования судебно-экономической экспертизой вопросов нецелевого использования бюджетных средств; Методика решения судебно-экономической экспертизой вопросов причинение материального ущерба; Методика экспертного исследования использования бюджетных средств на закупку товаров, работ и услуг2.

___________________________________

1 Порядок ведения Реестру методик проведения судових експертиз: наказ Міністерства юстиції України від 2 жовтня 2008 p. № 1666/5 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakonl.rada.gov.ua/laws/show/z0924-08. - Дата доступа: 04.09.2014.

2 Реестр методик проведения судових експертиз [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rmpse.minjust.gov.ua/page/l. - Дата доступа: 04.09.2014.

 

При этом, следует отметить, что указанные методики разработаны на основании нормативных актов, действующих на момент их создания, и по своему содержанию иногда не соответствуют новым задачам, которые ставятся на разрешение эксперта. Если по первым трем методикам, при проведении экспертных исследование вопросов практически не возникает, то методикой экспертного исследования использования бюджетных средств на закупку товаров, работ и услуг воспользоваться вообще не возможно, так как указанная методика была разработана и принята еще в 2005 году, а с того время нормативно-правовая база осуществления государственных закупок в Украине значительно изменилась.

Так, до 2008 года сфера государственных закупок регулировалась положениями Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» от 22 февраля 2000 № 1490-III. 20 марта 2008 Верховный Совет Украины принял Закон Украины «О признании утратившим силу Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» № 150-V, в соответствии с которым потерял силу вышеуказанный закон.

Как следствие, 28 марта 2008 года было принято постановление Кабинета Министров Украины «Об осуществлении закупок товаров, работ и услуг за государственные средства» № 274, которое, в свою очередь, утратило силу согласно решению Конституционного суда Украины «Об утрате силы постановления, как такого, что не соответствует Конституции Украины (неконституционным)» № 22-рп / 2008 от 9 октября 2008 года.

После этого было принято постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Положения о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» № 921 от 17 октября 2008 года. С момента введения в действие указанного Постановления в него вносились 25 изменений и дополнений, то есть изменения происходили чаще одного раза в месяц. После отмены выше указанного постановления, государственные закупки в Украине осуществлялись в соответствии с Законом Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 № 2289-VI. За время действие указанного закона в него были внесены 33 изменения.

На сегодняшний день, государственные закупки в Украине осуществляются в соответствии с требованиями Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 10 апреля 2014 № 1197-VII, в который также уже было внесено два изменения.

Также возникают вопросы относительно положений указанной методики, в ней предусмотрено, что эксперту-экономисту при решении вопросов относительно нормативного обоснования использования государственных средств при закупке товаров, работ и услуг в пределах его компетенции необходимо исследовать соответствие предоставленной тендерной документации, которая готовится заказчиком, требованиям законодательства, документальную обоснованность соответствии тендерного предложения конкретному предмету закупки, экономическую целесообразность определения победителя и законодательные основания для отклонения других тендерных предложений. То есть, в пределах судебно-экономической экспертизы определен алгоритм проведения исследования по соблюдению предприятиями, учреждениями и организациями требований законодательства, регламентирующего проведение закупки товаров (работ и услуг). В то же время в Научно-методических рекомендациях по вопросам подготовки и назначения судебных экспертиз и экспертных исследований отмечено, что «... решение вопросов относительно соблюдения комитетами конкурсных торгов требований законодательства, регламентирующего проведение закупки товаров (работ и услуг) за бюджетные денежные средства, не относится к задачам экономической экспертизы ... »1.

_____________________________________

1 Савченко I. О. Актуальні аспекти змінення методик проведения судових експертиз / I.О. Савченко// Теорія та практика судової експертизи і криміналістики [Текст] : зб. наук. пр. / Харк. НДІ суд. експертиз ім. М. С. Бокаріуса, Нац. ун-т «Юрид. акад. України ім. Ярослава Мудрого»; [редкол.: М.Л. Цимбал, В.Ю. Шепітько (співголови) та ін.]. - Харків: Право. Вип. 13. - 2013. - С .443-451.

 

Также, по нашему мнению, в названии методики вместо понятия «бюджетные средства», следует использовать понятие «государственные средства» это позволит охватить в себе не только средства бюджетного фонда, но и средства государственных предприятий которые используют собственное финансирование.

Исходя из этого «Методика экспертного исследования использования бюджетных средств на закупку товаров, работ и услуг» требует существенной доработки.

Как заявила старший научный сотрудник Днепропетровского научно-исследовательского института судебных экспертиз Наталья Семенова, во время выступления на семинаре, посвященном особенностям проведения и назначения судебно-экономической экспертизы, который проходил 6 декабря 2013 года на территории Днепропетровского государственного университета внутренних дел, на сегодняшний день в институтах судебных экспертиз Украины отсутствуют методики по экономическим экспертизам, касающиеся вопросов исследования документов по использованию государственных средств во время проведения государственных закупок. При этом она сообщила, что данное направление экспертной деятельности, на сегодняшний день является одним из наиболее востребованных со стороны правоохранительных органов.

Исходя из указанного, возникает необходимость усовершенствования методики проведения экспертного исследования документов, касающихся использования государственных средств во время проведения государственных закупок, путем разработки и принятия новых методик, либо внесения изменений в зарегистрированные методики.


 А д м и н и с т р а т о р

 e-mail: 111@fse.ms

 tel: 8(800)555-0-453 (Для регионов)

 tel: 8(495) 666-5-666 (Для Москвы и МО) 

 Wiber: +7(926)04080436 

 WhatsApp: +7(926)04080436

 

 Наш портал: http://sud-expertiza.ru

 Промо-сайт http://fse.ms

 

 



Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Бесплатные консультации судебных экспертов. Консультации экспертов и оценщиков круглосуточно. Мы работаем без праздников, выходных и без перерывов на обед. Работаем по субботам и по воскресеньям. Принимаем заявки на экспертные услуги в ночное время.