Перейти к содержимому


Фотография

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ В КАЗАХСТАНЕ


В этой теме нет ответов

#1 admin

admin

    Администратор

  • Администраторы
  • 2 477 сообщений
  • ГородМосква

Отправлено 06 Октябрь 2016 - 07:15

Досмаханова Г.Д.

 

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ЭКСПЕРТИЗ В КАЗАХСТАНЕ

 

Одним из главных показателей цивилизованности общества во все времена было и продолжает оставаться то, какое внимание уделяется в нем развитию науки, культуры и техники. От того, насколько значителен интеллектуальный потенциал общества и уровень его культурного развития, зависит, в конечном счете, и успех решения стоящих перед ним экономических проблем. В свою очередь наука, культура и техника могут динамично развиваться только при наличии соответствующих условий, включая необходимые правовые предпосылки. К их числу, безусловно, следует отнести законодательное закрепление таких нормативных правил, которые обуславливают их правое обеспечение по высокопрофессиональному его правоприменению.

Одним из важнейших проявлений глобализации мировой экономической системы является ее движение к интеграции, проявляющейся, в том числе, и в создании экономических интеграционных объединений. Эта тенденция типична и для постсоветских государств. Особенно активным в этой связи стал период 1990-х гг., когда на территории бывшего СССР возник целый ряд экономических блоков - СНГ, Союзное государство Беларуси и России, Единое экономическое пространство (ЕЭП), ГУАМ, Организация Центрально-азиатского сотрудничества (ОЦАС) и Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

Наряду с политическими реформами, происходили экономические преобразования в стране: Казахстан последовательно прошел все этапы реформирования экономики от хаоса к стабилизации; от антиинфляционной политики до инвестиционной; от развала и остановки промышленности к обеспечению устойчивого роста производства; от тоталитарной системы управления экономикой к рыночной экономике.

На пороге XXI века Казахстан приобрел государственную независимость. Обретение Республикой Казахстан суверенитета и независимости, избрание ею пути развития новых экономических отношений, основанных на рыночных механизмах регулирования, обусловили необходимость реформирования правовой сферы. Утверждение новых общественных отношений должно сопровождаться и своевременной коррекцией на законодательном уровне.

Немаловажную роль в экономической стабильности нашей Республики сделано судебными экспертами по производству экономических экспертиз по Атырауской области. Говоря языком статистики, ежегодный возврат в бюджет республики по экономическим заключениям судебных экспертов составляет в среднем от 14 до 16 и более миллиардов тенге.

Все виды экспертиз класса судебно-экономических (хозяйственных операций, судебно-бухгалтерская, финансово-кредитная, финансово-бюджетная) и в большинстве случаев товароведческих экспертиз назначаются при расследовании экономических преступлений.

При расследовании и рассмотрении дел о преступлениях в сфере экономики возникает необходимость исследования хозяйственных операций и экономических показателей хозяйствующих субъектов. Поэтому экономические экспертизы являются практическим познанием фактических данных, относящихся к экономической деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляемых на основе использования специальных экономических знаний. Они способствуют раскрытию преступлений путем установления отдельных его обстоятельств (механизма, причин, условий, способствовавших совершению преступлений).

Предметом любой экспертизы являются фактические данные, обстоятельства дела, подлежащие установлению с помощью специальных знаний. Предметом же судебно-экономической экспертизы следует считать отражение финансово-хозяйственной деятельности предприятия и организации в соответствующих бухгалтерских документах. Следовательно, объектом судебно-экономической экспертизы будут являться счетные записи и иная информация, отраженная в бухгалтерской документации. Зачастую эксперты по производству экономических экспертиз указывают в своих заключениях, что объектом исследования является ряд бухгалтерских документов, таких как первичная бухгалтерская документация, кассовая книга, банковская документация, счета-фактуры, бухгалтерский баланс и т.д. Вся перечисленная бухгалтерская документация является объектом исследования судебно-технической экспертизы документов (СТЭД), но не судебно-экономической экспертизы. Как уже было сказано, объектом судебно-экономической экспертизы будут являться счетные записи и иная информация, отраженная в бухгалтерской документации.

Правоохранительными органами назначаются экономические экспертизы для установления фактов искажения отчетности, которые влекут за собой ряд уголовных ответственностей как отдельного гражданина, так и группы лиц, которые подпадают под юрисдикцию коррупции. Одной из наиболее подверженной коррупции сферой, является сфера государственных закупок, расходование бюджетных средств. Данную сферу регулирует Комитет финансового контроля. Основными коррупционными проявлениями в данной сфере стали: нецелевое использование/растрата бюджетных средств, незаконные действия в процессе организации государственных закупок, в частности лоббирование интересов аффилированных компаний и организаций, так называемые «откаты» с выигранного тендера.

Рассмотрим на примере уже нашумевшего так называемого дела как, АО «НАК КазАтомПром». Перед следствием стояла задача в установлении конкретной суммы подлежащего возмещению не только по одной схеме, а по ряду эпизодов и направлений. Одной из главных была цепочка по закупу серной кислоты. Мною, в качестве эксперта для следствия было выдвинуто предложение поднять служебную переписку АО «НАК КазАтомПром» и АО «Казцинк». (Для сведения: у АО «Казцинк» выпуск серной кислоты является побочным продуктом, который крайне необходим для разработки и добычи урановых руд). По сведениям отраженной в деловой переписке прослеживалось об информированности обеих сторон о количестве и объеме выпускаемой и необходимом объеме серной кислоты. Казалось бы, нет ничего проще без объявления госзакупок удовлетворить потребность АО «НАК КазАтомПром» серной кислотой, тем более, когда эта пресловутая кислота является побочным продуктом АО «Казцинк» и реализовывалась ими по бросовой цене.

В ходе производства экспертного исследования установлено, что серная кислота в полном объеме из АО «Казцинк» отправлялась прямиком в АО «НАК КазАтомПром» и его дочерние предприятия, а оформление и бухгалтерское сопровождение отражения в учете данных операций производилась через несколько десятков ТОО. Затем АО «НАК КазАтомПром» объявлял о госзакупках по закупу серной кислоты, которые периодически «выигрывали» те или иные ТОО, специально созданные для участия в тендерах.

Причастность этих ТОО в цепочке растраты бюджетных денег было доказано в суде, где весь пресловутый бухгалтерский учет этих операций во всех ТОО опроверглось товарно-транспортной документацией по поставке серной кислоты по результатам судебно-экономического исследования.

Еще одно громкое дело в моей практике, это объемная экономическая экспертиза, по строительству объекта «Установка комплексной подготовки нефти и газа» (наземный нефтеперерабатывающий завод) компанией «Overseas International Constructors GmbH» по договору с компанией «Аджип ККО». Следственно-оперативная группа (СОГ) ДБЭКП по Атырауской области более двух лет вели следствие по уголовному делу относительно строительства наземного объекта «Установка комплексной подготовки нефти и газа». В ходе следствия приобщали к производству строительно-экономической экспертизы судебных экспертов из Актюбинской и Кызылординской областей, но безрезультатно.

При разборе сложившейся ситуации у руководителя СОГ, мною в качестве консультации было сделано предложение о назначении не судебной строительно-экономической, а судебной экономической экспертизы. В процессе производства экономического исследования было выявлено, что компанией «Overseas International Constructors GmbH» велась двойная бухгалтерия. В результате проведенной мною судебно-экономической экспертизы из офшора в Республику Казахстан вернули 111 565 257 долларов США, что составило на тот момент 14 465 575 422 тенге.

На всей территории нашей республики, эксперты экономисты в виду отсутствия утвержденной методики производства экономического исследования решают поставленную задачу субъективно. Экспертная практика производства экономических экспертиз показывает, что судебно-экономические экспертизы назначаются при расследовании уголовных дел, и материалов проверки в ходе которого перед органами дознания и следствия возникает необходимость в раскрытии преступления и на основании собранных по делу доказательств установить лиц, виновных в его совершении, и определить сумму причиненного ущерба государству в результате не уплаченного налога предприятиями, организациями, индивидуальными предпринимателями и отдельными гражданами, а также взаимной финансовой задолженности хозяйствующих субъектов.

Надобность в судебно-экономических экспертизах возникает в связи с необходимостью специальных знаний в отрасли бухгалтерского учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности, всестороннего и объективного исследования фактических обстоятельств дела. От своевременного и правильного проведения экспертизы зависит завершение расследования дел в установленные сроки.

Соблюдение норм уголовно-процессуального законодательства при назначении и проведении судебно-экономических экспертиз, правильное использование органами дознания и следствия данных экспертизы, содействуют раскрытию преступления, установлению действительных размеров причиненного ущерба и их взысканию с виновных лиц, принятию необходимых профилактических мероприятий по сохранности государственной и частной собственности.

Судебно-экономические экспертизы назначаются, как правило, в следующих случаях:

- когда результаты проведенной ревизии противоречат материалам расследуемого дела и для изучения противоречий и установления картины необходимо проведение экспертизы;

- если ревизором не приняты для отображения в учете и снижения выявленной недостачи ценностей в подотчете у материально-ответственных лиц документы (акты на порчу товаров, расписка на отпуск товаров на сторону, накладные на внутренние перемещения товаров на предприятии без оформления через бухгалтерию);

- когда есть обоснованное ходатайство обвиняемого о назначении судебно-экономической экспертизы;

- в случае наличия противоречий в выводах первичной и повторной ревизии (налоговых проверках);

- при использовании ревизором для определения материального ущерба сомнительных методик;

- если такая необходимость вызвана выводами другого вида экспертизы (например, почерковедческой экспертизы и т.д.);

- при выявлении хозяйствующими субъектами налоговых правонарушений.

При расследовании и рассмотрении дел о преступлениях в сфере экономики возникает необходимость исследования хозяйственных операций и экономических показателей хозяйствующих субъектов. Поэтому экономические экспертизы являются практическим познанием фактических данных, относящихся к экономической деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляемых на основе использования специальных экономических знаний. Они способствуют раскрытию преступлений путем установления отдельных его обстоятельств (механизма, причин, условий, способствовавших совершению преступлений), т.е. установления причинно-следственной связи данного преступления в хронологическом порядке на основании учетных данных хозяйствующего субъекта.

В стадии расследования дел, судебно-экономические экспертизы назначаются по делам о взыскании недостач материальных ценностей и денежных средств, при исчислении размера налогов, по разделу паевого накопления в жилищных кооперативах, при взыскании переплаченных сумм, о расчетах за труд, при взысканиях дебиторской и кредиторской задолженности между предприятиями, достоверность экономических расчетов при выполнении договорных обязательств и т.д.

Руководствуясь нормативными актами о контроле за учетом финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а также по итогам инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, средств в расчетах составления бухгалтерской и налоговой отчетности и другими нормативными документами, эксперт устанавливает:

- соблюдал ли их ревизор, (налоговый инспектор) в процессе проведения ревизии, (налоговой проверки) и составлении акта;

- проверены ли ревизией возражения указанных лиц относительно указанных в акте ревизии фактов и не нашли ли они подтверждения при повторной проверке, какие по этому поводу внесены изменения в акте ревизии, и проведены ли соответствующие бухгалтерские проводки.

Тем самым, на стадии расследования экономического преступления обеспечивается соблюдение своевременной коррекции его правового обеспечения.

Анализируя результаты проведенной ревизии или налоговой проверки эксперт обращает внимание на юридическое мотивирование содержание акта ревизии, налоговой проверки, то есть ссылки на нормативно-правовые акты, нормативно-справочную информацию, утвержденную в хронологически установленном порядке. Это особенно важно в тех случаях, когда по расследуемому делу проводятся несколько ревизий - основных и дополнительных и выводы сделанные ревизорами (налоговыми инспекторами), противоречивы. Одновременно экспертом проверяется:

- отвечает ли принятое решение по результатам проведенной ревизии (налоговой проверки);

- отвечает ли проведенная проверка содержанию выявленных и изложенных в акте производственной и финансово-хозяйственной деятельности недостатков.

Достоверность данных, отображенных в первичных документах на основании выполненных хозяйственных операций и обобщенных в бухгалтерском учете и отчетности, проверяется экспертом тогда, когда эти операции касаются уголовных дел и материалов проверки правоохранительными органами. Эксперт исследует соответствие первичной документации, требование к ее оформлению предусмотренной нормативными актами документов и документообороте о бухгалтерском учете.

Судебно-экономическая экспертиза исследует также нарушение финансовой дисциплины, которые привели к убытку, причиненными должностными лицами предприятия и другими работниками в результате расхищения и недостачи ценностей и других злоупотреблений, размер которых можно установить по данным бухгалтерского учета - исследуется судебно-бухгалтерской экспертизой с целью определения размера расхищенных сумм и ответственных за них лиц.

При ведении учетной документации хозяйствующими субъектами широко применяются новые инерционные технологии, т.е. специализированные системы и банк данных на магнитных носителях. В этом случае, при сборе бухгалтерской документации необходимо перенести информацию с магнитных носителей на бумажные носители с последующим заверением подписью первого руководителя и главного бухгалтера и заверением оттиском печати организации.

При автоматизированной системе бухгалтерского учета перед экспертом по производству экономических экспертиз возникает необходимость проведения комплексной экспертизы: судебно-экспертного исследования средств компьютерной технологии в совокупности с экономическим исследованием. При этом зачастую рассмотрение иных вопросов возможно только после судебно-экспертного исследования средств компьютерной технологии, где одной из задач которой является: «установление факта, а также способов и приемов, с помощью которых происходит изменение программ», а первоочередной задачей экономического исследования является выявление способа и механизма экономического преступления, а не примитивной перепроверки итогов ревизий и налоговых актов.

Наряду с этим хотелось еще отметить, что в связи с тем, что в большинстве случаев хозяйствующие субъекты ведут автоматизированный учет своей финансово-хозяйственной деятельности, то экономические экспертизы должны быть произведены комплексно: судебно-экономическая и судебно-экспертное исследование средств компьютерных технологий, что обуславливает разрешение следующих задач:

- на предмет соответствия программного обеспечения ведения отчетности хозяйствующего субъекта с лицензионной продукцией;

- на предмет соответствия достоверного или искаженного ведения отчетности.

Применение прикладного программирования для производства экономических экспертиз обуславливает автоматизацию производства экономического исследования ситуационных задач. В этой связи, для разрешения данных задач необходима разработка прикладного программного обеспечения в целях автоматизации производства экономического исследования ситуационных задач.


А д м и н и с т р а т о р

e-mail: 111@fse.ms

tel: 8(800)555-0-453 (Для регионов)

tel: 8(495) 666-5-666 (Для Москвы и МО)

Skype: Kostyuchenko.v.v

Wiber: +7(925)504-18-14

WhatsApp: +7(925)504-18-14

 

Экспертный портал: http://sud-expertiza.ru

Тренинговый центр: http://500.fse.ms/

Промо-сайт http://fse.ms




Ответить



  


Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Бесплатные консультации судебных экспертов. Консультации экспертов и оценщиков круглосуточно. Мы работаем без праздников, выходных и без перерывов на обед. Работаем по субботам и по воскресеньям. Принимаем заявки на экспертные услуги в ночное время.