Мухин А.П.
На фоне развития новых экономических отношений происходит рост и развитие преступности, повышение ее профессионализма и организованности. Преступные элементы все чаще и шире используют в своей деятельности новейшие технические средства при подготовке, совершении и сокрытии преступлений, что закономерно повышает требования, как ко всей правоохранительной системе республики, так и к ее экспертным подразделениям в частности. Все более усложняющиеся задачи, которые ставит следствие перед экспертами, приводят к необходимости повышения качества экспертной подготовки.
После распада СССР вновь образованные независимые республики в большинстве своем утратили ранее существовавшие связи в области судебной экспертизы. Ранее во времена Советского союза существовала единая система подготовки экспертных кадров, базирующаяся на учебных подразделениях МВД СССР, республиканских научно исследовательских институтах, объединенных Всесоюзным НИИ судебных экспертиз. В настоящее время лаборатории судебных экспертиз испытывают информационный голод, обусловленный отсутствием справочной литературы с описанием новых образцов огнестрельного оружия и материалов, выпускаемых за пределами РК, отсутствием методик исследования вещественных доказательств с использованием новейших технологий и оборудования.
За годы существования независимых государств, ранее входивших с состав СССР, специалисты, обучавшиеся в вышеуказанных заведениях, в большинстве своем достигли пенсионного возраста и уже не работают. Вновь набираемые сотрудники обучаются в Центре судебной экспертизы МЮ РК под руководством сотрудников Центра. Стажеру составляется индивидуальный план подготовки, утверждаемый директором института. Согласно установленному порядку стажеры проходят самостоятельно первоначальную подготовку по специальным обучающим программам в течение 6-12 месяцев. По окончании курса подготовки квалификационная комиссия изучает представленные материалы, принимает экзамены у стажера, заслушивает мнение руководителей стажировки и структурного подразделения. По результатам обсуждения комиссия оценивает уровень подготовки стажера и принимает решение по присвоению ему квалификации по избранной экспертной специальности.
В результате непрерывного процесса первоначальной профессиональной подготовки и повышения квалификации экспертных кадров ежегодно проходят курсы первоначальной подготовки свыше 100 сотрудников, по освоению дополнительной специальности - 60.
Для дальнейшего повышения квалификации экспертов на базе Центрального и региональных институтов проводятся курсы и обучающие семинары по всем экспертным специальностям. В целях оценки и стимулирования роста профессиональной подготовки судебных экспертов проводится аттестация экспертов Аттестационной комиссией МЮ РК.
Однако достаточно серьезная нагрузка по производству поступающих в экспертное подразделение экспертиз не позволяет эксперту-наставнику в должной мере уделять внимание процессу обучения стажера (необходимо отметить, что законодательно институт наставничества не утвержден и существует на личной инициативе сотрудников ЦСЭ).
Предпринимаются попытки производить обучение экспертов на базе высших учебных заведений естественно-научного и технического профиля. Как правило, такое обучение не обеспечивает качественной подготовки экспертных кадров, так как не учитывается двойственная природа судебной экспертизы - преподаватели химии, физики, биологии, технических наук не знают и не понимают специфики судебной экспертизы: не имеют в должной мере представления о процессуальном праве, уголовном, гражданском судопроизводстве и криминалистике.
Выходом из создавшейся ситуации представляется организация специализированного учебного заведения для обучения по специальности судебная экспертиза. Основной направленностью данного учебного заведения предполагается специализация по традиционным видам криминалистических экспертиз, а выпускникам иных высших учебных заведений, желающим приобрести профессию судебного эксперта, необходимо пройти специализированный курс обучения. Обучающиеся могут проходить учебную практику в институтах и научно-производственных лабораториях ЦСЭ. На базе предлагаемого нами учебного заведения возможно и повышение квалификации уже работающих судебных экспертов.
Созданием такого учебного заведения достигается несколько целей:
- изучение и обобщение передового опыта судебной экспертизы (привлечение в качестве преподавателей ведущих специалистов, как отечественных так и зарубежных);
- подготовка кадров по единым стандартам при обучении экспертов разных специальностей;
- проведение практических занятий под руководством ведущих экспертов-практиков, позволяет накапливать знания и навыки, необходимые для дальнейшей самостоятельной работы;
- при обучении предполагается ведение научно-исследовательской работы в области судебной экспертизы и внедрение полученных результатов в практическую деятельность экспертных подразделений Центра;
- сокращение «случайных» сотрудников (в процессе обучения неизбежен отсев).
Кроме вышесказанного, предлагается использование компьютерных технологий - интерактивное дистанционное обучение1. Используя имеющиеся достижения Интернета, возможно проведение лекций и семинаров в режиме интернет-конференций, при этом у лектора или преподавателя есть возможность участвовать в процессе обучения не прерывая своей основной работы. Сотрудником Николаевского отделения Одесского НИИ судебных экспертиз предлагается идея компьютерного тренинга в индивидуальной подготовке эксперта, позволяющая выполнять учебные задачи, для разработки которых применяются конкретные случаи из судебно-экспертной практики2. Оборудование таких учебных мест не под силу отдельным лабораториям и институтам Центра, но вполне может быть реализовано в специализированном учебном заведении.
Нам представляется, что такое решение вопроса о повышении качества подготовки экспертных кадров (как один из возможных вариантов) имеет право на реализацию, тем более что аналогичные примеры уже существуют в Российской Федерации3.
___________________
1 Свешников Н.А., Кокарев М.А. От заочного к дистанционному. - www.cnit.msu.ru.
2 Репешко П.И. Использование компьютерных технологий в индивидуальной подготовке судебных экспертов. - conference.kemsu.ru.
3 См., например: Евстигнеев Б.А. История возникновения концепции подготовки экспертных кадров с высшим профессиональным образованием // Вестник криминалистики. Вып. № 3 (11), 2004; Российская Е.Р. Развитие новых судебных экспертиз и подготовка специалистов. - http://kollegia.net/articles.