Перейти к содержимому


Фотография

КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОЛОГО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

психиатрическая экспертиза психолого-психиатрическая

В этой теме нет ответов

#1 admin

admin

    Администратор

  • Администраторы
  • 2 539 сообщений
  • ГородМосква

Отправлено 06 Октябрь 2016 - 06:34

Ожиганова М.В.

 

КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОЛОГО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

Ключевые слова: несовершеннолетний, комплексная психолого-психиатрическая экспертиза

Keywords: juvenile, comprehensive psychological and psychiatric examination

 

Экспертизы по уголовным делам в отношении несовершеннолетних становятся неотъемлемой частью уголовно-процессуальной деятельности, в том числе и в связи с закреплением нормы ст. 22 УК РФ об уголовной ответственности лиц с аномалиями в психике. В то же время лицо, достигшее возраста уголовной ответственности, не могущее в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, не подлежит уголовной ответственности в силу ч. 3 ст. 20 УК РФ. Таким образом, в случае применения ст. 22 УК РФ несовершеннолетний подлежит уголовной ответственности, а степень расстройства лишь учитывается судом при назначении наказания, а в силу ч. 3 ст. 20 УК РФ - констатация данного факта означает отказ законодателя признать несовершеннолетнего субъектом преступления.

В свою очередь и УПК РФ в ч. 2 ст. 421 указывает, что при наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Очевидно, что установление этих обстоятельств должно проходить в форме судебной экспертизы. В связи с этим встал вопрос о необходимости назначения психологической экспертизы по всем уголовным делам несовершеннолетних. Представляется необходимой норма, закрепляющая обязательность назначения и производства экспертизы по делам с участием несовершеннолетних, если об этом будет ходатайствовать сторона защиты.

Назначение и проведение комплексной психолого-психиатрической экспертизы имеет некоторые практические преимущества для судебно-следственных органов, когда вместо последовательного проведения нескольких экспертиз проведение комплексной экспертизы повышает её результативность и сокращает сроки следствия. Поэтому наиболее верной представляется позиция тех учёных1, которые придерживаются мнения о целесообразности назначения комплексной психолого-психиатрической экспертизы, в состав которой для решения отдельных задач более узкой специализации могут быть включены и иные специалисты: психоневрологи, патопсихологи, сексологи, дефектологи и другие. Обязательность комплексного подхода к разрешению поставленных перед экспертом вопросов обусловлена тем, что отставание в психическом развитии может быть вызвано как причинами психиатрического, так и иного характера: медицинского, психолого-педагогического, социального. Наиболее эффективным представляется назначение и проведение экспертизы на начальных этапах предварительного расследования, так как результаты исследования специалистов могут повлиять на ход и тактику расследования.

В случае участия в деле несовершеннолетнего следователь обязан решить вопрос о способности несовершеннолетнего осознавать свои действия и руководить ими. При этом следователь не может знать, чем вызвано такое нарушение. Внесшие сомнения доказательства позволяют лишь выдвинуть гипотезу относительно психического состояния несовершеннолетнего, которая может быть подтверждена или опровергнута по окончании экспертизы. Задача следователя - заподозрить возможность наличия у несовершеннолетнего состояний, влияющих на осознание и регулирование его поведения, предусмотренных ст. 20 - 22, 81 УК РФ, а именно: «задержка в психическом развитии, не связанная с психическим заболеванием (возрастная невменяемость)», «невменяемость», «ограниченная невменяемость», и «освобождение лица от наказания по причине наступления психического расстройства после совершения преступления».

Практика расследования по делам несовершеннолетних, отмечают специалисты, показывает, что без привлечения специалистов разных профилей вопросы, поставленные на разрешение судебно-психологической либо судебно-психиатрической экспертизы в некоторых случаях остаются неразрешенными, поскольку сам характер детерминации редко проявляется в чистом виде и чаще всего проявляется в сочетании факторов двух или трёх видов. Поэтому весь круг аномалий может выявить только комплексное исследование2. Как отмечают психиатры, на практике бывает весьма трудно дифференцировать проявления педагогической и социальной запущенности и ранние этапы развития психопатий, т.к. психопатии и аномальные развития часто обрастают вторичными проявлениями в виде асоциальных форм поведения, а педагогическая и социальная запущенность в конечном итоге приводит к определённым характерологическим сдвигам, напоминающим психопатические.

___________________

1 Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. - М., 2000. - С. 248; Коротков А.П., Тимофеев А.В. 900 ответов на вопросы прокурорско-следственных органов по применению УПК РФ: Комментарий. - М, 2004. - С.479-480; Татьянина Л.Г. Предварительное расследование многоэпизодных групповых дел о преступлениях несовершеннолетних: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Ижевск, 1998. - С. 10-11 и др.

2 Ситковская О.Д., Конышева Л.П., Коченов М.М. Новые направления судебно-психологической экспертизы. - М., 2000. С. 92-93; Степутенкова В.К. Судебная экспертиза и исследование и исследование обстоятельств, образующих состав преступления. - М., 1975. С.150-160; Исаенко В. Использование возможностей судебно-психологической экспертизы // Законность. - 1988, № 10. - С.7; Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. - М., 1998. - С. 130.

 

В ряде случаев приходится сталкиваться с особенностями психической деятельности, психическими состояниями, в которых норма и патология «переплетены» и поэтому необходимо применение знаний, относящихся как к психиатрии, так и психологии1; в этих случаях целесообразно применение методов, сложившихся в обеих науках, сопоставление данных психологических и психиатрических исследований2; что речь идёт не о вспомогательной, а по существу о паритетной роли эксперта-психолога3. В данном случае О. Д. Ситковская акцентирует внимание именно на психологической дихотомии способности - неспособности к осознанно-волевому поведению в конкретном случае4.

В итоге, только одновременное участие в работе экспертной комиссии психиатров и психологов позволит прийти к наиболее полному выводу о наличии (отсутствии) у несовершеннолетнего душевного заболевания, интеллектуальной недостаточности, личностной незрелости с отставанием эмоционально-волевой сферы. Таким образом, комплексная психолого-психиатрическая экспертиза (КППЭ) является важным средством доказывания по делам несовершеннолетних, в том числе и тех, в отношении которых ведется производство о применении принудительных мер воспитательного воздействия. Юридическая значимость КППЭ определена важностью вопросов, составляющих её предмет, то есть установление влияния особенностей психического состояния личности несовершеннолетнего на качество отражения и регуляции поведения.

«Специфику предмета КППЭ - пишет Л.В. Ченцова - образует направленность экспертного исследования на установление эффекта (результата) взаимодействия болезненных (психопатологических) и не болезненных (возрастных, ситуационных, эмоциональных, личностных) психических факторов и определение на основе учёта этого системного качества наиболее полной и точной меры их влияния на характер психического отражения рефлексии и регуляции поведения несовершеннолетнего в интересующий следователя момент времени»5.

Возрастанию роли КППЭ несовершеннолетних способствует введение нормы о совершении преступления лицом с психическим расстройством, не исключающим вменяемости (ст. 22 УК РФ), так как ранее в уголовном судопроизводстве существовала некорректная практика, заключающаяся в том, что сначала эксперты психиатры в ходе проведения экспертизы устанавливали некий психиатрический диагноз (например, психопатические черты характера, психопатию, посттравматические поражения и др.), но приходили к выводу о том, что испытуемый вменяем. При этом отличительные психические расстройства никак и никем не учитывались - ни при дальнейшем расследовании, ни при вынесении решения по делу. В случае, когда у подэкспертного диагностируется наличие психической аномалии, не лишающей несовершеннолетнего способности осознавать значение своих действий и руководить ими, Г.И. Гатауллина считает необходимым исследовать вопрос и о том, как повлияла имеющаяся психическая аномалия на криминальное поведение несовершеннолетнего, снижала ли патологическая недостаточность способность обвиняемого удерживаться от преступления6. Такие вопросы необходимо ставить на разрешение специалистов в сфере психологии и педагогики.

Доказательственное значение КППЭ достаточно велико. С ее помощью следователь решает: является ли лицо вменяемым, достиг ли он возраста уголовной ответственности, связано ли недостижение возраста уголовной ответственности с психическим расстройством или не связано, в полной ли мере несовершеннолетний мог давать отчёт своим действиям и руководить ими. Грамотно проведенное комплексное исследование позволяет следователю прогнозировать поведение ребёнка. Наиболее важным итогом экспертного исследования становится принятие итогового решения по делу и разрешения вопроса о возможности и целесообразности применения принудительных мер воспитательного и (или) медицинского воздействия, которые будут наиболее эффективны в отношении конкретного подростка.

_______________

1 Антонян Ю.М., Гульдин В.В. Криминальная патопсихология. - М., 1991. - С.228.

2 Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. - М., 1977. - С.26.

3 Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатричекая экспертиза. - М., 1988 - С.229.

4 Ситковская О.Д. Психология уголовной ответственности. - М., 1998 - С.155.

5 Ченцова Л.В. Особенности уголовно-процессуального производства по делам несовершеннолетних, не являющихся субъектами уголовной ответственности: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2002. - С. 103.

6 Гатауллина Г.И. Криминалистические особенности расследования общеуголовных корыстных преступлений, совершенных несовершеннолетними с психическими аномалиями. Дис. ... канд. юрид. наук. - Уфа, 2003. - С. 161.


А д м и н и с т р а т о р

e-mail: 111@fse.ms

tel: 8(800)555-0-453 (Для регионов)

tel: 8(495) 666-5-666 (Для Москвы и МО)

Skype: Kostyuchenko.v.v

Wiber: +7(925)504-18-14

WhatsApp: +7(925)504-18-14

 

Экспертный портал: http://sud-expertiza.ru

Тренинговый центр: http://500.fse.ms/

Промо-сайт http://fse.ms




Ответить



  



Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Бесплатные консультации судебных экспертов. Консультации экспертов и оценщиков круглосуточно. Мы работаем без праздников, выходных и без перерывов на обед. Работаем по субботам и по воскресеньям. Принимаем заявки на экспертные услуги в ночное время.