Секераж Т.Н.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ В СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯ МИНЮСТА РОССИИ
Ключевые слова: судебная экспертиза, психолого-лингвистическая экспертиза, экстремистские материалы, методика судебной психолого-лингвистической экспертизы, судебно-экспертные учреждения Минюста России
Keywords: forensics, psychological and linguistic expertise, extremist materials, the technique of psycho-linguistic forensics, forensic expert institution of the Ministry of justice of Russia
Анализ судебной и судебно-экспертной практики с момента выхода Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 14-ФЗ, показал, что по делам, связанным с проявлениями экстремизма, назначаются экспертизы разных видов и наименований: лингвистическая, политологическая, религиоведческая, социолого-лингвистическая, психологическая, лингво-социо-психологическая, психологическая, социо-гуманитарная, культурологическая и др.
Методологическая и методическая обеспеченность производства экспертизы «экстремистских» материалов до последнего времени не соответствовала высокому спросу на такие исследования, их актуальности и общественной значимости, а также их сложности и очевидной междисциплинарности. Применяемые подходы демонстрировали либо свою узость и односторонность, либо необоснованную широту и сомнительную научность, не удовлетворяли в полной мере потребностей правосудия и не были ратифицированы всем экспертным сообществом. Обобщение экспертной практики выявило такие проблемы в сфере экспертизы «экстремистских» материалов, как отсутствие четкого представления о предмете исследования, единого научно обоснованного методического подхода, алгоритма решения экспертной задачи и критериев экспертных оценок; размытость границ компетенции экспертов; неопределенность объекта исследования. Как следствие этого, в заключениях экспертов присутствовали внешняя и внутренняя противоречивость, необоснованность выводов; выход за пределы компетенции, вторжение в компетенцию юриста, правоприменителя. Проблема нарушения пределов компетенции во многом была обусловлена не столько недостаточной компетентностью экспертов, сколько отсутствием теоретико-методической проработки основ таких исследований. Введение юридических терминов в понятийное поле эксперта требует от эксперта адекватного понимания термина (и юридического значения стоящего за ним явления) и преобразования термина в категорию экспертных понятий, поиска в юридической категории специального (лингвистического, психологического, иного) предмета, разведения юридической, научной и судебно-экспертной терминологии.
Федеральный закон (О противодействии экстремизму) существует уже почти 12 лет (2002 г.), с момента выхода он не раз редактировался. Можно полагать, что на сегодняшний день пережит период основных законодательных обновлений, связанных с переосмыслением экстремизма как общественно опасного явления. Последние изменения законодательства в основном касаются ужесточения санкций за правонарушения и преступления экстремистской направленности. Относительно правоприменения даны разъяснения Пленума Верховного суда (Постановление от 28 июня 2011 года № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности», Постановление Пленума ВС от 09.02.2012 № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности»). Сегодня один из основных акцентов при оценке содержания и направленности экстремистских материалов лежит в области применения специальных знаний. Задача экспертной оценки материалов по делам о преступлениях экстремисткой и террористической направленности поставлена в первую очередь перед государственными судебно-экспертными учреждениями России.
Развитие методического обеспечения судебно-экспертной деятельности по данному направлению изначально было связано с нашей концепцией, суть которой состоит в комплексном психолого-лингвистическом подходе. Этот подход сформирован в нашей системе на основании обширной экспертной практики с 2005 по 2009 год. О направлениях разработок докладывалось на международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы комплексной судебной психолого-лингвистической экспертизы текстов», состоявшейся в рамках проекта «Восток-Запад: партнерство в судебной экспертизе» в Калининграде в 2009 году, на школе для экспертов судебно-экспертных учреждений Минюста России в 2012 году. Комплексный подход был реализован в методическом издании «Теоретические и методические основы судебной психолого-лингвистической экспертизы текстов по делам, связанным с противодействием экстремизму»1. В дальнейшем в результате апробации и внедрения методического подхода, методика была существенно доработана, в том числе с учетом новаций в законодательстве, унифицирована.
__________________
1 Кукушкина О.В., Сафонова Ю.А., Секераж Т.Н. Теоретические и методические основы судебной психолого-лингвистической экспертизы текстов по делам, связанным с противодействием экстремизму. М.: РФЦСЭ при Минюсте России, 2011.
Анализ содержания правовых норм, определяющих потребность в применении специальных знаний в форме судебной экспертизы «экстремистских» текстов, показал, что основными признаками текста, значимыми для правовой оценки самого текста (как продукта деятельности субъекта), и уголовно-правовой оценки действий автора этого текста, которые могут быть установлены с помощью специальных, лингвистических и психологических знаний, являются:
- целенаправленность коммуникативной деятельности автора по созданию материала, ее произвольность и осмысленность;
- уровень коммуникации: межличностный, публичный, массовый;
- наличие в материале призывов (к действиям, запрещенным законодательно);
- наличие в материале пропаганды национального/этнического, религиозного, языкового, расового превосходства, исключительности или неполноценности по этим же признакам;
- наличие в материале идей терроризма;
- наличие в материале нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской до степени смешения;
- наличие в материале оправдания или обоснования терроризма, экстремистской деятельности, противоправных действий против группы лиц, выделенной по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, либо представителей такой группы;
- направленность материала на возбуждение вражды, ненависти по определенным признакам (пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе), унижение достоинства человека по тем же признакам;
- наличие в материале угрозы (применения насилия, террористического акта - совершения взрыва, поджога и пр.).
В устанавливаемые экспертом фактические данные не входят сведения правового характера, определяющие состав преступления, его квалификацию, элементы состава - объект, субъект, объективную сторону, субъективную сторону, включая форму вины. Эксперты не дают юридическую квалификацию деяниям, а дают лингвистическую и психологическую оценку содержанию материала - устанавливают признаки выраженного в материале значения, важные для принятия решения по делу (лингвистические и психологические признаки). Правоприменитель же, учитывая в совокупности с другими доказательствами по делу лингвистические и психологические признаки материала, устанавливает квалифицирующие признаки наказуемого деяния и дает полную правовую оценку деяния и квалификацию правонарушения.
Предметом психолого-лингвистической экспертизы материалов по делам, связанным с противодействием экстремизму, терроризму, являются фактические данные об особенностях текста (материала), имеющие значение для дела (уголовного, гражданского, арбитражного дела или дела об административном правонарушении), которые устанавливаются путем исследования объектов экспертизы с помощью применения лингвистических и психологических знаний.
Объектом экспертизы данного вида является информационный материал (текст в широком значении понятия - как осмысленная последовательность знаков), являющийся продуктом речевой и коммуникативной деятельности и поведения человека (его автора). Текст представляет собой некое сообщение, имеющее свои содержание, цель и адресата. Эти свойства присущи объектам самых разных форматов, в том числе аудио- и видеозаписям (митингов, шествий, выступлений), видеороликам, материалам блогов, плакатам и др. Предметом психолого-лингвистической экспертизы материалов по делам, связанным с противодействием экстремизму, терроризму, являются фактические данные об особенностях текста (материала), имеющие значение для дела (уголовного, гражданского, арбитражного дела или дела об административном правонарушении), которые устанавливаются путем исследования объектов экспертизы с помощью применения лингвистических и психологических знаний.
В качестве материалов, содержащих объекты психолого-лингвистических исследований, исходя из содержания ст. 10 ФЗ о ГСЭД и общей теории судебной экспертизы, могут выступать как вещественные доказательства (ч. 1 ст. 81 УПК РФ), так и иные документы (в их понимании в контексте уголовно-процессуального права). Согласно ст. 83 УПК РФ иные документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменном, так и в ином виде.
В рамках комплексного исследования эксперт-лингвист устанавливает, что конкретно сообщено, какое значение выражено и какими языковыми средствами; психолог на основе данных лингвистического анализа устанавливает социально-психологическую направленность материала (целевой компонент сообщения, формируемые у адресата социальные установки). Эти задачи решаются экспертами в процессе трехкомпонентного анализа, обусловленного спецификой «экстремистских» значений: предметно-тематического анализа, оценочно-экспрессивного (анализа отношения автора к сказанному путем анализа прагматики, окраски использованных оценочно-экспрессивных средств); целевого анализа (анализа речевых (коммуникативных) целей). Установленные признаки текста сопоставляются с разработанными диагностическими комплексами «экстремистских» значении, на основании чего принимается экспертная оценка о наличии/отсутствии совокупности признаков искового значения.
В настоящее время методика1 позволяет эффективно исследовать сложные объекты (каковыми сегодня являются экстремистские материалы) и решать сложные разноплановые задачи данного вида экспертизы. Комплексный психолого-лингвистический подход к исследованию информационных материалов является научно обоснованным, методически апробированным, целесообразным, соответствует потребностям правоохранительных органов, судебной и следственной практики. Представлению методики, разъяснению ее возможностей и условий применения был посвящен международный научно-практический семинар «Экстремистские материалы: практика анализа и анализ экспертной практики», проведенный РФЦСЭ при Минюсте России в рамках проекта «Восток-Запад: партнерство в судебной экспертизе» в Брянске, 15-19 сентября 2014 года.
___________________
1 Кукушкина О.В., Сафонова Ю.А., Секераж Т.Н. Методика проведения судебной психолого-лингвистической экспертизы материалов по делам, связанным с противодействием экстремизму и терроризму. М.: РФЦСЭ при Минюсте России, 2014.