Перейти к содержимому


Фотография

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ В СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯ МИНЮСТА РОССИИ


  • Закрытая тема Тема закрыта
В этой теме нет ответов

#1 admin

admin

    Администратор

  • Администраторы
  • 2 730 сообщений
  • ГородМосква

Отправлено 06 октября 2016 - 06:23

Секераж Т.Н.

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ В СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯ МИНЮСТА РОССИИ

 

Ключевые слова: судебная экспертиза, психолого-лингвистическая экспертиза, экстремистские материалы, методика судебной психолого-лингвистической экспертизы, судебно-экспертные учреждения Минюста России

Keywords: forensics, psychological and linguistic expertise, extremist materials, the technique of psycho-linguistic forensics, forensic expert institution of the Ministry of justice of Russia

 

Анализ судебной и судебно-экспертной практики с момента выхода Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 14-ФЗ, показал, что по делам, связанным с проявлениями экстремизма, назначаются экспертизы разных видов и наименований: лингвистическая, политологическая, религиоведческая, социолого-лингвистическая, психологическая, лингво-социо-психологическая, психологическая, социо-гуманитарная, культурологическая и др.

Методологическая и методическая обеспеченность производства экспертизы «экстремистских» материалов до последнего времени не соответствовала высокому спросу на такие исследования, их актуальности и общественной значимости, а также их сложности и очевидной междисциплинарности. Применяемые подходы демонстрировали либо свою узость и односторонность, либо необоснованную широту и сомнительную научность, не удовлетворяли в полной мере потребностей правосудия и не были ратифицированы всем экспертным сообществом. Обобщение экспертной практики выявило такие проблемы в сфере экспертизы «экстремистских» материалов, как отсутствие четкого представления о предмете исследования, единого научно обоснованного методического подхода, алгоритма решения экспертной задачи и критериев экспертных оценок; размытость границ компетенции экспертов; неопределенность объекта исследования. Как следствие этого, в заключениях экспертов присутствовали внешняя и внутренняя противоречивость, необоснованность выводов; выход за пределы компетенции, вторжение в компетенцию юриста, правоприменителя. Проблема нарушения пределов компетенции во многом была обусловлена не столько недостаточной компетентностью экспертов, сколько отсутствием теоретико-методической проработки основ таких исследований. Введение юридических терминов в понятийное поле эксперта требует от эксперта адекватного понимания термина (и юридического значения стоящего за ним явления) и преобразования термина в категорию экспертных понятий, поиска в юридической категории специального (лингвистического, психологического, иного) предмета, разведения юридической, научной и судебно-экспертной терминологии.

Федеральный закон (О противодействии экстремизму) существует уже почти 12 лет (2002 г.), с момента выхода он не раз редактировался. Можно полагать, что на сегодняшний день пережит период основных законодательных обновлений, связанных с переосмыслением экстремизма как общественно опасного явления. Последние изменения законодательства в основном касаются ужесточения санкций за правонарушения и преступления экстремистской направленности. Относительно правоприменения даны разъяснения Пленума Верховного суда (Постановление от 28 июня 2011 года № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности», Постановление Пленума ВС от 09.02.2012 № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности»). Сегодня один из основных акцентов при оценке содержания и направленности экстремистских материалов лежит в области применения специальных знаний. Задача экспертной оценки материалов по делам о преступлениях экстремисткой и террористической направленности поставлена в первую очередь перед государственными судебно-экспертными учреждениями России.

Развитие методического обеспечения судебно-экспертной деятельности по данному направлению изначально было связано с нашей концепцией, суть которой состоит в комплексном психолого-лингвистическом подходе. Этот подход сформирован в нашей системе на основании обширной экспертной практики с 2005 по 2009 год. О направлениях разработок докладывалось на международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы комплексной судебной психолого-лингвистической экспертизы текстов», состоявшейся в рамках проекта «Восток-Запад: партнерство в судебной экспертизе» в Калининграде в 2009 году, на школе для экспертов судебно-экспертных учреждений Минюста России в 2012 году. Комплексный подход был реализован в методическом издании «Теоретические и методические основы судебной психолого-лингвистической экспертизы текстов по делам, связанным с противодействием экстремизму»1. В дальнейшем в результате апробации и внедрения методического подхода, методика была существенно доработана, в том числе с учетом новаций в законодательстве, унифицирована.

__________________

1 Кукушкина О.В., Сафонова Ю.А., Секераж Т.Н. Теоретические и методические основы судебной психолого-лингвистической экспертизы текстов по делам, связанным с противодействием экстремизму. М.: РФЦСЭ при Минюсте России, 2011.

 

Анализ содержания правовых норм, определяющих потребность в применении специальных знаний в форме судебной экспертизы «экстремистских» текстов, показал, что основными признаками текста, значимыми для правовой оценки самого текста (как продукта деятельности субъекта), и уголовно-правовой оценки действий автора этого текста, которые могут быть установлены с помощью специальных, лингвистических и психологических знаний, являются:

- целенаправленность коммуникативной деятельности автора по созданию материала, ее произвольность и осмысленность;

- уровень коммуникации: межличностный, публичный, массовый;

- наличие в материале призывов (к действиям, запрещенным законодательно);

- наличие в материале пропаганды национального/этнического, религиозного, языкового, расового превосходства, исключительности или неполноценности по этим же признакам;

- наличие в материале идей терроризма;

- наличие в материале нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской до степени смешения;

- наличие в материале оправдания или обоснования терроризма, экстремистской деятельности, противоправных действий против группы лиц, выделенной по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, либо представителей такой группы;

- направленность материала на возбуждение вражды, ненависти по определенным признакам (пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе), унижение достоинства человека по тем же признакам;

- наличие в материале угрозы (применения насилия, террористического акта - совершения взрыва, поджога и пр.).

В устанавливаемые экспертом фактические данные не входят сведения правового характера, определяющие состав преступления, его квалификацию, элементы состава - объект, субъект, объективную сторону, субъективную сторону, включая форму вины. Эксперты не дают юридическую квалификацию деяниям, а дают лингвистическую и психологическую оценку содержанию материала - устанавливают признаки выраженного в материале значения, важные для принятия решения по делу (лингвистические и психологические признаки). Правоприменитель же, учитывая в совокупности с другими доказательствами по делу лингвистические и психологические признаки материала, устанавливает квалифицирующие признаки наказуемого деяния и дает полную правовую оценку деяния и квалификацию правонарушения.

Предметом психолого-лингвистической экспертизы материалов по делам, связанным с противодействием экстремизму, терроризму, являются фактические данные об особенностях текста (материала), имеющие значение для дела (уголовного, гражданского, арбитражного дела или дела об административном правонарушении), которые устанавливаются путем исследования объектов экспертизы с помощью применения лингвистических и психологических знаний.

Объектом экспертизы данного вида является информационный материал (текст в широком значении понятия - как осмысленная последовательность знаков), являющийся продуктом речевой и коммуникативной деятельности и поведения человека (его автора). Текст представляет собой некое сообщение, имеющее свои содержание, цель и адресата. Эти свойства присущи объектам самых разных форматов, в том числе аудио- и видеозаписям (митингов, шествий, выступлений), видеороликам, материалам блогов, плакатам и др. Предметом психолого-лингвистической экспертизы материалов по делам, связанным с противодействием экстремизму, терроризму, являются фактические данные об особенностях текста (материала), имеющие значение для дела (уголовного, гражданского, арбитражного дела или дела об административном правонарушении), которые устанавливаются путем исследования объектов экспертизы с помощью применения лингвистических и психологических знаний.

В качестве материалов, содержащих объекты психолого-лингвистических исследований, исходя из содержания ст. 10 ФЗ о ГСЭД и общей теории судебной экспертизы, могут выступать как вещественные доказательства (ч. 1 ст. 81 УПК РФ), так и иные документы (в их понимании в контексте уголовно-процессуального права). Согласно ст. 83 УПК РФ иные документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменном, так и в ином виде.

В рамках комплексного исследования эксперт-лингвист устанавливает, что конкретно сообщено, какое значение выражено и какими языковыми средствами; психолог на основе данных лингвистического анализа устанавливает социально-психологическую направленность материала (целевой компонент сообщения, формируемые у адресата социальные установки). Эти задачи решаются экспертами в процессе трехкомпонентного анализа, обусловленного спецификой «экстремистских» значений: предметно-тематического анализа, оценочно-экспрессивного (анализа отношения автора к сказанному путем анализа прагматики, окраски использованных оценочно-экспрессивных средств); целевого анализа (анализа речевых (коммуникативных) целей). Установленные признаки текста сопоставляются с разработанными диагностическими комплексами «экстремистских» значении, на основании чего принимается экспертная оценка о наличии/отсутствии совокупности признаков искового значения.

В настоящее время методика1 позволяет эффективно исследовать сложные объекты (каковыми сегодня являются экстремистские материалы) и решать сложные разноплановые задачи данного вида экспертизы. Комплексный психолого-лингвистический подход к исследованию информационных материалов является научно обоснованным, методически апробированным, целесообразным, соответствует потребностям правоохранительных органов, судебной и следственной практики. Представлению методики, разъяснению ее возможностей и условий применения был посвящен международный научно-практический семинар «Экстремистские материалы: практика анализа и анализ экспертной практики», проведенный РФЦСЭ при Минюсте России в рамках проекта «Восток-Запад: партнерство в судебной экспертизе» в Брянске, 15-19 сентября 2014 года.

___________________

1 Кукушкина О.В., Сафонова Ю.А., Секераж Т.Н. Методика проведения судебной психолого-лингвистической экспертизы материалов по делам, связанным с противодействием экстремизму и терроризму. М.: РФЦСЭ при Минюсте России, 2014.


 А д м и н и с т р а т о р

 e-mail: 111@fse.ms

 tel: 8(800)555-0-453 (Для регионов)

 tel: 8(495) 666-5-666 (Для Москвы и МО) 

 Wiber: +7(926)04080436 

 WhatsApp: +7(926)04080436

 

 Наш портал: http://sud-expertiza.ru

 Промо-сайт http://fse.ms

 

 



Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Бесплатные консультации судебных экспертов. Консультации экспертов и оценщиков круглосуточно. Мы работаем без праздников, выходных и без перерывов на обед. Работаем по субботам и по воскресеньям. Принимаем заявки на экспертные услуги в ночное время.