Я думал, что кто-то что-нибудь напишет..
Попробую сам. Информации очень мало, сам блок я видел только по фото, схемы не нашел.
Поэтому, все дальнейшие мои рассуждения будут основаны только на моментах, фактах, отзывах, описаниях возникновения дефекта автолюбителями.
Естественно всё черпал с форумов автолюбителей. Предположения и методы исправления дефекта приведенные автолюбителями меня мало интересовали.
Краткий анализ.Скорее всего очень субъективный, т.к. повторяюсь сам ничего в руках не держал и не исследовал.
Из доступных скелетных схем и описания блока ЦБКЭ ясно одно, он управляет многими процессами и вспомогательными приборами. В частности поворотниками, ходовыми огнями.
Пока интересно только это, т.к. большинство косяков случаются именно с этими вещами.
Я просмотрел BTS 5242-2L.
Итак что это за зверь, почему он сгорает, почему при его сгорании с КЗ не сгорает предохранитель и плавятся остальные провода?
Логический анализ.
Итак, BTS 5242-2L это сборка представляющая собой двухканальный контроллер управления питанием с парой полевичков на выходе, с защелкой.
Управляет полевиками операционник, подставку дает собственный ИОН.
Микросхемка имеет простенькие системы защиты от перегрузок по напряжению, температуре, и косвенно по току. (к последнему вернемся)
Фирма-производитель ifineon. Неплохая фирма. Как правило занимается именно такими вещами, т.е. импульсными ключами.
корпус:PG-DSO-12-9 (6*7 мм)
ток нагрузки номинал: 6А
вх. напряжение: 4,5 - 42
рассеиваемая мощность на кристалле 1,4 Вт
напряжение/ток на упр. входах -5..-16 вольт -2..-8 мА
сопротивление канала "с-и" в открытом состоянии 20 мОм.
Что из ТТХ настораживает сразу. Конечно же корпус. Отвод тепла осуществляется от подложки и рассеивает она, в лучшем случае 1,4 Вт.
-Что необходимо сказать очень и очень мало, в столь ответственной силовой цепи.
Далее рабочий, или номинальный ток. Он всего навсего 6 А! Да и не может он быть больше для такого корпуса с рower dissipation 1,4 Вт.
Все остальные прописанные токи (в десятки ампер) относятся к импульсному режиму работу с гарантированно быстрой реакцией ключа на переключение (времени нахождения в переходном процессе). Это самое, быстрое переключение, с сопротивления в единицы МоМ в сопротивление 20 мОм он должен произвести как можно быстрее.
Между ними пропасть и смерть.
Иными словами, застрянь полевик на переходном процессе на лишнюю секунду, он испытает на себе всю мощь тока, величиною в единицы - десятки ампер. Это мгновенный перегрев и тепловая смерть кристалла. А емкость затвора достаточна больша, для быстрых маневров.
Ну не в этом дело. Дело в другом:
Первое. Нижняя граница управляющего напряжения (по входу) всего лишь "-" 5 вольт. О чем это говорит. А о том, что логический выход контроллера выдает примерно столько же (есть некоторая дельта от одного экз. к другому).
Т.е., не дай бог, напряжение управления будет меньше 5 вольт.
Что произойдет?
Полевик просто может открыться наполовину, допустим сопротивление открытого канала будет 1 Ом. Тогда, ток через него будет в десятки ампер.
И он (переход "с-и") должен будет рассеять мощность в сотни Вт, а способен всего лишь на 1,4 Вт.
Что нужно?
Напряжение открывания чуть поменьше, к примеру -2,5.. - 3В.
И второе, вход достаточно высокоомный - единицы кОм. О чем это говорит? О том, что он теоретически подвержен влияниям наводок, если хреново зашунтирован ФНЧ и/или заэкранирован.
Это, не являются недостатками данной микросхемы. Она, как все другие компоненты выпускается с набором своих характеристик. А вот как с ними поступит при сборке инженер- конструктор, это уже другое дело.
Что происходит в авто.
С поворотом ключа зажигания напряжение борт сети подается и на стартер и на блок ЦБКЭ одновременно. Многие пишут, что именно в этот момент дохнет сигналка и поворотники.
Импульс от стартера (а это переходный процесс) имеет огромную энергию в виде положительного выброса (+), управление ключами (а они N-канальные) осуществляется отрицательным напряжением (открытие канала до сопротивления 20 мОм).
Логически рассуждая приходим к тому, что наводка от стартера (как впрочем и от любого другого сильноточного оборудования) может перекрыть это самое отрицательное напряжение открытия транзистора, тем самым немного призакрыть переход. Но этот транзистор, в конкретно данной схеме не умеет работать в линейном (регулирующем) режиме. У него в данной схеме конкретно два состояния - открыто-закрыто и, и всё. В итоге переход перегорает с КЗ.
Но!
А такое уж это КЗ (короткое замыкание) - КЗ. В том самом смысле, что сопротивление становится 0,000 Ом.
Конечно же нет. Оно будет не 0 Ом и не 20 мОм. Оно будет 0,5 - 1 Ом (а может и больше).
Из этого, логически следует тот факт, что блок горит, но ток через него (через такое ненастоящее КЗ) не достигает величины тока срабатывания предохранителя (допустим 30 А).
Может быть проводка и рассчитана на такой ток, точнее каждый каждый провод рассчитан.
Но!
Из блока они выходят пучком, т.е. плотно-плотно укомплектованы. Из этого следует другое, как в ПУЭ, -необходимо применять понижающий коэффициент для проводов (кабелей) проложенных в одном лотке. Он варьируется в достаточно широких пределах (0,6 -1). Короче. Провода греются, изоляция разрушается, происходит КЗ в других цепях.
В микросхеме есть ряд защит, но защита по току организована косвенно - по падению напряжения на переходе "с-и".
А полевик, зверь нелинейный, поэтому точное значение (реальное) может и не дать. Правильнее было бы поставить токовый резистор на единицы - десятки мОм и операционником с него снимать падение.
Это мои мысли по данной проблеме.
Есть у кого свои соображения? Давайте обсудим.
Кстати по фото.
Из них видно, что провода многожильные и, целые. Возгоранием следует принять какое-то место именно в блоке.
Там, в блоке, печатные дорожки от силовых элементов имеют куда меньшее сечение по меди, чем отходящие от него провода.