Перейти к содержимому


Ответ в А как у них ?


Опции

  • Анти-спам: выполните проверочное задание
  или Отмена


Последние 10 сообщений

"admin"

Отправлен 29 сентября 2016 - 06:30

«Становление и развитие единой государственной политики в сфере судебно-экспертной деятельности»6 сентября 2016img_192_350x221.jpg

В статье рассматриваются исторические предпосылки формирования единой государственной политики в сфере судебно-экспертной деятельности в Республике Беларусь. В постсоветский период разрозненность экспертных учреждений обусловила проблемы координации их деятельности. Создание Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь и централизация судебно-экспертной деятельности позволили повысить уровень ее организованности. В статье рассмотрены перспективные направления совершенствования единой государственной политики в этой сфере. Обосновывается необходимость принятия Закона Республики Беларусь «О судебно-экспертной деятельности», отмечается важность разработки в теории судебной экспертизы научных основ организации государственного регулирования судебно-экспертной деятельности.
shved.jpg

Реализация самостоятельной государственной политики в различных сферах социальных отношений – неотъемлемый атрибут суверенитета государства. Она является показателем независимости и развитой системы государственного управления. Республика Беларусь отличается последовательностью и взвешенным подходом к организации правоохранительной и судебно-экспертной деятельности.

Следует отметить, что основные решения, определившие нынешнюю систему судебно-экспертных учреждений и порядок осуществления судебно-экспертной деятельности, готовились достаточно тщательно. В данной сфере не было скоропалительных реформ.

В период приобретения Республикой Беларусь суверенитета правовые и организационные условия в правоохранительной системе сохраняли традиционно сложившийся еще в СССР уклад. С его развалом в определенной мере была сломана система управления, методического и кадрового обеспечения деятельности многих государственных органов, в том числе судебно-экспертных учреждений. Это привело к тому, что со временем все чаще обращали на себя внимание болевые точки судебно-экспертной деятельности: проблемы организационного, материально-технического и кадрового обеспечения. Ранее эти функции выполнялись централизованно в рамках соответствующих союзных ведомств. В новых экономических условиях создание полноценных систем управления и обеспечения в каждом ведомстве, имеющем экспертные подразделения, было практически невозможно. А это, в свою очередь, создавало трудности в решении многих задач.

На определенном этапе было принято важное решение о создании межведомственной комиссии по вопросам судебно-экспертной деятельности при Совете Безопасности Республики Беларусь (далее – комиссия) [1]. Системные проблемы стали объектом пристального внимания комиссии с момента ее образования. Многие решения, принятые новым коллегиальным органом, имели принципиальное значение в сфере судебно-экспертной деятельности. В частности, под эгидой комиссии разработан проект инструкции о порядке совместного производства экспертиз экспертными учреждениями различных ведомств, разрабатывались единые подходы к методическому обеспечению с перспективой создания реестра методик, реализовывались и многие другие значимые направления взаимодействия. Вместе с тем обеспечить необходимый уровень оперативности и скоординированности действий отдельных ведомств в решении проблем судебно-экспертной деятельности было сложно. В этой связи неоднократно поднимался вопрос централизации судебно-экспертных учреждений. Следует отметить, что на необходимость выделить из системы органов внутренних дел экспертно-криминалистические подразделения указывалось еще в Концепции судебно-правовой реформы 1992 года. Отмечалось, что производство экспертиз является несвойственной функцией указанного правоохранительного ведомства [2]. Не в полной мере соотносилось с задачами Министерства здравоохранения Республики Беларусь (далее – Минздрав) производство судебных медицинских экспертиз. Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 1997 г. № 112 «О Государственной службе судебно-медицинской экспертизы при Министерстве здравоохранения» ознаменовался постепенный выход подразделений судебно-медицинских экспертиз из подчинения Минздрава [3]. В 1998 году указанная служба полностью была выделена из системы Минздрава и подчинена непосредственно Правительству Республики Беларусь, а с декабря 2001 года – Генеральному прокурору Республики Беларусь [4; 5]. Таким образом, судебно-экспертная деятельность со временем приобретала все большую самостоятельность.

Следует отметить, что толчком для принятия решения о централизации государственных судебно-экспертных учреждений и подразделений стало обострение практических проблем, обусловленных недостатками организации их деятельности. Так, на съездах судей Республики Беларусь, которые состоялись в 1999 и 2002 годах, на совещании судей в 2008 году неоднократно обращалось внимание на вопросы сроков и качества производства экспертиз, наличие обоснованных жалоб граждан, судей по поводу недостатков работы экспертных учреждений.

В связи со сложившимися тенденциями в белорусском обществе активно прорабатывался вопрос объединения экспертных учреждений под эгидой нового ведомства, которое могло бы выполнять роль регулятора. Аналогичный подход реализован при образовании Следственного комитета Республики Беларусь. Позднее Указом Президента Республики Беларусь от 22 апреля 2013 г. № 202 «Об образовании Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь» [6] был окончательно определен основной вектор государственной политики в сфере судебно-экспертной деятельности. Его основу составил субъект единой государственной политики в сфере судебно-экспертной деятельности – Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь, на который возложены соответствующие задачи [7]. Новая система государственных органов объединила экспертные подразделения органов внутренних дел, Государственной службы медицинских судебных экспертиз, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства юстиции, Министерства обороны Республики Беларусь.

Основным и, пожалуй, самым важным результатом явилась консолидация усилий различных экспертных учреждений и учреждений, обеспечивающих необходимую инфраструктуру судебно-экспертной деятельности. В одном ведомстве сконцентрированы судебные экспертизы, выполнявшиеся ранее разными учреждениями. Теперь нет необходимости следователю или суду, получив результаты одной экспертизы, назначать другую экспертизу по тому же самому объекту в другое государственное судебно-экспертное учреждение. Практика назначения комплекса экспертиз (несколько видов экспертиз в отношении одного и того же объекта) значительно расширилась. Только это позволило существенно сократить затраты времени на организацию проведения экспертиз, повысить эффективность судебно-экспертной деятельности. Кроме того, к моменту образования Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь отдельно взятые ведомственные системы экспертных подразделений обладали уникальными ресурсами, которые ранее не использовались в полной мере, а обеспечивали только определенное направление судебно-экспертной деятельности. Объединение этих систем позволило расширить сферу их применения.

Так, в системе Государственной службы медицинских судебных экспертиз функционировал институт повышения квалификации и переподготовки кадров, который обеспечивал обучение экспертов (повышение квалификации, переподготовку) на системной основе, но только по медицинским экспертным специальностям. С образованием Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь созданы условия для охвата подготовки по всем экспертным специальностям. Сегодня переподготовка осуществляется по 18 специальностям, которые составляют в Общегосударственном классификаторе Республики Беларусь «Специальности и квалификации» отдельное направление «Судебная экспертиза». По всем видам экспертиз, проводимых в системе Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, организовано обучение на теоретическом и практическом уровне, соответствующем государственным стандартам и иным требованиям в сфере образования. Также имеется возможность повышения квалификации по всем направлениям судебно-экспертной деятельности [8; 9]. Принятыми мерами в значительной степени решен вопрос кадрового обеспечения судебно-экспертной деятельности. В новых условиях доступ к обучению по экспертным специальностям открыт не только для экспертов-стажеров государственных экспертных подразделений, но и для негосударственного сектора судебно-экспертной деятельности.

Другой пример касается научно-методического обеспечения. В системе Министерства юстиции Республики Беларусь до образования Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь функционировало государственное учреждение «Центр судебных экспертиз и криминалистики Министерства юстиции Республики Беларусь» – экспертное и в то же время научно-исследовательское учреждение с богатой историей, связанной с разработкой научно-методического обеспечения судебной экспертизы и освоением новых видов экспертиз. Теперь перечень направлений научных исследований созданного на базе данной организации государственного учреждения «Научно-практический центр Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь» значительно расширен и формируется с учетом наиболее острых потребностей правоохранительных органов. Активно осваиваются направления, имеющие системообразующее значение для судебно-экспертной деятельности в целом. На базе указанного учреждения функционируют секретариат национального технического комитета по стандартизации «Судебно-экспертная деятельность и криминалистическая техника» и Межведомственный научно-методический совет в сфере судебно-экспертной деятельности при Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь [10, с. 22]. Благодаря усилиям ученых научно-практического центра Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь в Беларуси реализуется, например, проект импортозамещения в области технологий ДНК-анализа, что имеет большое значение для обеспечения независимости Республики Беларусь от зарубежных производителей дорогостоящих реактивов, применяемых в процессе экспертных исследований, сокращения расходов на производство экспертиз и, как следствие, повышения экономичности судопроизводства.

Помимо расширения сферы применения ресурсов отдельно взятых экспертных учреждений, образование Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь позволило добиться синергетического эффекта в судебно-экспертной деятельности за счет создания единой системы управления, материально-технического, правового и организационного обеспечения. Организована общая инфраструктура, налажено взаимодействие с государственными органами. Принятые Государственным комитетом судебных экспертиз Республики Беларусь меры позволили добиться того, что более 99 процентов экспертиз выполняется в месячный срок, тогда как ранее срок проведения экспертиз доходил до полутора лет. Помимо оперативности, много внимания уделяется обеспечению качества экспертиз. По каждому выявленному недостатку в работе экспертов принимаются меры: анализируются причины, разрабатываются меры по их устранению и профилактике. Следует также отметить и социальный эффект, который характеризует степень защищенности интересов граждан. Экспертные подразделения отделены от влияния ведомственных интересов и задач органов уголовного преследования, что обеспечивает объективность и независимость экспертного исследования и повышает уровень доверия к правоохранительной и судебной системе Республики Беларусь. Показательными являются данные о количестве выполненных экспертиз. За три года работы Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь выполнил более миллиона экспертиз. При этом количество постановлений и определений о назначении экспертиз правоохранительных органов, судов по многим видам экспертиз не снижается, что указывает на высокое доверие судебно-экспертной системе и высокую значимость результатов судебно-экспертной деятельности в современном судопроизводстве [8].

В начальный период функционирования Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь потребовалось проделать значительную работу в направлении правового обеспечения судебно-экспертной деятельности. Внесены изменения и дополнения, а также разработаны с учетом появления новой системы госорганов более чем 76 указов и декретов Президента Республики Беларусь, принято 18 законов, связанных с деятельностью Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, и более 85 постановлений Правительства Республики Беларусь. В рамках реализации единой государственной политики в сфере судебно-экспертной деятельности принято 49 постановлений Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь. 15 июля 2015 г. принят Закон Республики Беларусь «О Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь» [11], проведена большая работа по приведению законодательства в соответствие с данным Законом. Таким образом, реализация единой государственной политики в сфере судебно-экспертной деятельности имеет конкретную правовую основу и строится на четких принципах. Проделана значительная работа и она будет продолжена. Актуальным, в частности, видится вопрос принятия в Республике Беларусь Закона «О судебно-экспертной деятельности». Аналогичный закон действует во многих странах, включая Россию, Казахстан, ряд иных государств. Работа над проектом подобного закона велась в Беларуси в 2003–2008 годах. Вместе с тем, в том числе и в связи с отсутствием четких подходов к реализации единой государственной политики в сфере судебно-экспертной деятельности, этот вопрос снимался с повестки дня [12, с. 12]. Есть все основания полагать, что этот вопрос будет решен. Ведется активная работа по подготовке проекта концепции данного законопроекта.

Актуальным является также вопрос совершенствования процессуального порядка назначения и проведения экспертиз. Действующие Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный, Хозяйственный процессуальный кодексы и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях показывают, что в большей степени сформированный в прошлом веке процессуальный порядок назначения и производства экспертиз сохранился почти в неизменном виде, несмотря на то, что ряд положений нуждается в корректировке. Не обеспечены в полной мере требования единых подходов к организации и проведению экспертиз независимо от вида судопроизводства, хотя цели и условия судебно-экспертной деятельности едины [12, с. 13–14].

В этой связи следует обратить внимание на современные тенденции в развитии научного обеспечения судебно-экспертной деятельности. Научная составляющая всегда играла определяющую роль в эффективности судебно-экспертной деятельности. Сейчас более 100 видов и подвидов экспертиз, которые выполняются в Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь, требуют самостоятельной научной проработки. Большинство отраслей наук представлено в методах и технологиях судебной экспертизы. В то же время есть области науки, от которых зависит системность государственной политики в рассматриваемой сфере. Значительную роль в этом направлении играют правовые науки.

Однако сегодня проблематика регулирования судебно-экспертной деятельности недостаточно изучена. Еще во второй половине ХХ века стала активно формироваться новая отрасль теории – теория судебной экспертизы. На современном этапе данная область науки является самостоятельной, что нашло отражение и в перечне научных специальностей как в нашей стране, так и в Российской Федерации. Накоплен значительный багаж научных знаний, позволяющих реализовать достаточно эффективные правовые, организационные, технологические средства в сфере производства экспертиз. Правда, сегодня область теории судебной экспертизы не в полной мере отвечает потребностям специализированной системы государственных органов. Судебно-экспертная деятельность пока рассматривается слишком узко как производство экспертиз. Правовые и другие науки недостаточно внимания уделяют методам регулирования в данной сфере [13–15]. На это указывает и недостаточно полная в научном плане разработка понятия судебно-экспертной деятельности. Видимо такая ситуация обусловлена прежде всего отсутствием практики реализации государственной политики в рамках организационной модели, принятой в Республике Беларусь. На постсоветском пространстве и за его пределами не имелось подобных примеров организации судебно-экспертной деятельности. Поэтому данная проблематика является новой для науки.

В настоящее время имеется экспертная практика в новых условиях, что позволяет осуществлять теоретический анализ на основе ее обобщения. Представляется, что в ходе дальнейшей работы в данном направлении будут выработаны эффективные научно обоснованные подходы к регулированию судебно-экспертной деятельности.


Швед А.И., 
Председатель Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, генерал-майор юстиции, кандидат юридических наук, доцент

Подготовлена в рамках цикла 
«Право современной Беларуси: истоки, уроки, достижения и перспективы»


Alex_S

Отправлен 04 июля 2016 - 18:22

Владимир Алексеевич

 

Не стоит  забывать такого понятия, как комплексная экспертиза.


Владимир Алексеевич

Отправлен 04 июля 2016 - 18:07

Я также согласен, что диплом о ВО не дает никаких преимуществ эксперту. У эксперта самое главное - это его стаж практической работы в какой-то области. Да что говорить - попробуйте прийти за советом к какому-нибудь преподавателю, профессору - по теории он вам все разложит по полочкам, а что касается фактических процессов, приведших к образованию какого-то дефекта - тут не подскажет. Сам такому был свидетелем не раз. Поскольку его задача - передавать теоретические знания другим, учащимся. А у эксперта исследование, прежде всего, прикладное, хотя и теорию он должен знать.По поводу методик - я использую все возможные источники информации, в том числе и программы изготовителей автомобилей, и интернет сайты. Да конечно фильтрую эту информацию постоянно. И эксперт, который исходит из позиции - ну это же китайский товар, чего же вы хотите - в корне не прав. Задача эксперта - отнестись к проблеме нейтрально, хорошо разбираться в устройстве и взаимодействии деталей исследуемого механизма, знать признаки неисправностей, дефектов, повреждений...список можно продолжать до бесконечности. И еще - я всегда с подозрительностью отношусь к экспертам, которые во всех областях мастаки - ну не может человек одинаково хорошо знать много не соприкасающихся направлений. Даже если я сам и могу починить утюг, я ведь не называю себя экспертом в области электротехники :D.  

Если Вы позиционируете себя как "Эксперт -авто техник", то составная часть устройства автомобиля является и электротехническая часть, наряду с другими частями и системами автомобиля. Необходимо подтягивать свои знания. А иначе как Вы будете понимать принцип действия стартера, генератора? Зачем в схеме авто нужны предохранители? Каким образом выбираются диаметры проводов. Да, есть в авто ремонте специальности моторист, электрик, не знаю как называется тот кто ремонтирует подвеску, есть маляр... Во всем Вы можете и не разбираться, но иметь такую черту как самообразование, очень четко понимать физику происходящих процессов, эксперт обязан. А Вы "не называю себя экспертом в области ..." Тогда так и пишите - "я эксперт в области...", "а не - я автоэксперт". А то, что не может человек одинаково хорошо знать много не соприкасающихся направлений Вы ошибаетесь. Именно специалисты советской школы обучения такими и являются. Сейчас есть специальность "слесарь по ремонту оборудования нефтедобывающей промышленности" и "слесарь по ремонту оборудования нефтеперерабатывающей промышленности" Ни кто не может объяснить, чем эти специальности отличаются друг от друга. Тоже самое и про электромонтеров. А вот у меня специальность - "Электрооборудование пром предприятий" Учили работать с оборудованием от молочного комбината до оборудования на космодроме. Не подумайте что я про систему государственного образования. А эксперта может остановить только одно - отсутствие возможности использования необходимых приборов и инструментов. (Я конечно про техническую экспертизу).


Alex_S

Отправлен 04 июля 2016 - 16:32

У эксперта самое главное - это его стаж практической работы в какой-то области.

 

Согласен!

Именно со стажем приобретается опыт. А как сказал классик - опыт сын ошибок трудных.

Когда в 90-х  я работал инженером-метрологом в Ростелекоме, нас было двое. Так вот второй был КТН, бывшим преподом ВУЗа.

Так мы работу делили так. Сам процесс выполнял я, а документацию он. Так быстрее и лучше получалось. Но вот именно что то теоретически рассчитать в электротехнике, у него несомненно лучше получалось. 


Alex_S

Отправлен 04 июля 2016 - 16:23

Для аналогии

Требования к квалификации инженер: высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к
стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности
техника I категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним 
профессиональным образованием, не менее 5 лет.
"Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих"
(утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37)
(ред. от 12.02.2014)

Юрий А.

Отправлен 04 июля 2016 - 16:14

Я также согласен, что диплом о ВО не дает никаких преимуществ эксперту. У эксперта самое главное - это его стаж практической работы в какой-то области. Да что говорить - попробуйте прийти за советом к какому-нибудь преподавателю, профессору - по теории он вам все разложит по полочкам, а что касается фактических процессов, приведших к образованию какого-то дефекта - тут не подскажет. Сам такому был свидетелем не раз. Поскольку его задача - передавать теоретические знания другим, учащимся. А у эксперта исследование, прежде всего, прикладное, хотя и теорию он должен знать.По поводу методик - я использую все возможные источники информации, в том числе и программы изготовителей автомобилей, и интернет сайты. Да конечно фильтрую эту информацию постоянно. И эксперт, который исходит из позиции - ну это же китайский товар, чего же вы хотите - в корне не прав. Задача эксперта - отнестись к проблеме нейтрально, хорошо разбираться в устройстве и взаимодействии деталей исследуемого механизма, знать признаки неисправностей, дефектов, повреждений...список можно продолжать до бесконечности. И еще - я всегда с подозрительностью отношусь к экспертам, которые во всех областях мастаки - ну не может человек одинаково хорошо знать много не соприкасающихся направлений. Даже если я сам и могу починить утюг, я ведь не называю себя экспертом в области электротехники :D.  


Alex_S

Отправлен 04 июля 2016 - 15:43

 

 

Начнем с того, что в РФ самый высокий процент ВУЗов на душу населения в Мире!

 

Вот это как раз и должно настораживать.

 

 

 

Проблем получения образования, что платного, что бесплатного не существует уже несколько десятилетий!!!

 

Так же как покупки диплома любым способом.

 

 

 

совершенно не нужных предметов, таких как философия, политология, политэкономия.

 

А в настоящий момент применяется марксистская политэкономия ?

Политология, появилась в РФ лишь 89г. То есть те кто получил диплом ВУЗа раньше 89, их образование можно считать техникумом?

 

К тому же.

 

 

 

Должность эксперта в экспертных подразделениях федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел может также занимать гражданин Российской Федерации, имеющий среднее специальное экспертное образование.
от лат. expertus (опытный)

admin

Отправлен 04 июля 2016 - 10:57

Друзья, я вообще не понял почему среди нас есть противники такого требования как обязательность наличия у судебного эксперта высшего образования?

Начнем с того, что в РФ самый высокий процент ВУЗов на душу населения в Мире!

Проблем получения образования, что платного, что бесплатного не существует уже несколько десятилетий!!!

Я лично не хотел бы, чтобы меня лечил врач, который закончил колледж, а хотел бы лечиться у врача, который закончил институт.

Именно поэтому нет ни чего плохого в том, что к нашей отрасли допускались бы лица, имеющие статус образованного лица, а не колхозники.

Вспоминаю один урок в своем ВУЗе.... Дело было в Хабаровске в начале 90-х....

Итак, мы, слушатели Высшей Школы МВД дико удивлялись тому, что в нашем расписании занятий появились на наш взгляд ряд глупейших и совершенно не нужных предметов, таких как философия, политология, политэкономия... Мы задали этот вопрос одному из преподавателей, ответ которого был примерно таким - "Ребята, если из Вашего учебного курса убрать общеобразовательные дисциплины, Ваш диплом превратится в техникум".

Кстати и я лично удивлялся тому, с какого такого перепугу я, будущий следователь (адвокат или прокурор) должен знать такие дисциплины как английский язык, экологическое право, сельскохозяйственное право, международное право и еще целый ряд ненужных (казалось бы) предметов.

Сегодня я с полной уверенностью заявляю, что все эти глупейшие и ненужные предметы мне пригодились, т.к. я лично руковожу проведением и экологических и землеустроительных экспертиз, а английский язык мне нужен исключительно для свободного перемещения за пределами нашей необъятной.


злой уникальный

Отправлен 02 июля 2016 - 23:56

Преподаватель ВУЗа лишь даёт информацию. Как она воспринимается, запоминается и применяется уже другой вопрос. 

Ведь информацию можно получать из различных источников и самому, там же где берёт её преподаватель. Это намного эффективнее чем зазубривать ответы на вопросы перед предстоящим экзаменом.  Преподаватели в ВУЗах далеко не Энштейны, что бы открывать перед студентами, новое и ни кому не известное.

Вот именно!

Во время обучения дают лишь информацию, а в конце обучения дают диплом!

Вот и всё высшее образование, и в чём его преимущество перед специальным?


Alex_S

Отправлен 02 июля 2016 - 19:04

Преподаватель ВУЗа лишь даёт информацию. Как она воспринимается, запоминается и применяется уже другой вопрос. 

Ведь информацию можно получать из различных источников и самому, там же где берёт её преподаватель. Это намного эффективнее чем зазубривать ответы на вопросы перед предстоящим экзаменом.  Преподаватели в ВУЗах далеко не Энштейны, что бы открывать перед студентами, новое и ни кому не известное.


Просмотр темы полностью (откроется в новом окне)

Бесплатные консультации судебных экспертов. Консультации экспертов и оценщиков круглосуточно. Мы работаем без праздников, выходных и без перерывов на обед. Работаем по субботам и по воскресеньям. Принимаем заявки на экспертные услуги в ночное время.